00:00, 28 февраля 2008 года

Жизнь, с которой вывели пятна скуки

Его клуб называется «Солярка», проводится в кинотеатре «Пирамида» и представляет собой еженедельный показ редких и неформатных фильмов. Проект некоммерческий и держится на энтузиазме основателя. Первоначально создавался для студентов художественного и музыкального училищ, но позже аудитория расширилась. Киноклуб не дает рекламы и известен только в узком кругу. Голосование за показ следующего фильма происходит на сайте «В контакте». Как рассказал Сергей, по образованию он экономист, кино для него – это интересное увлечение, которым он пытается заразить других людей. В этом киноклубе аудитория преимущественно молодежная, чего не скажешь о двух других.

Так, клуб, основателем которого является Геннадий Хазанов, критик-киновед с дипломом знаменитого ВГИКа, в следующем году может отпраздновать свой юбилей – 40 лет. Одно время он назывался «Киноклуб творческой интеллигенции», поскольку актив составляли преподаватели, литераторы, журналисты, музыканты – творческие и думающие люди. В то время такое позиционирование, естественно, вызывало нарекания со стороны власти – интеллигенция-де противопоставляет себя общей массе, отгораживается от народа и т. д.

Творческую интеллигенцию из названия убрали, и остался просто «Киноклуб». На сегодняшний день имеющий богатую историю, он странствовал по всем залам города, где были киноустановки. По словам основателя, порой в кинозалах собиралось до четырехсот человек. Первым фильмом, открывшим долгий киносезон, стал «Андрей Рублев» режиссера Андрея Тарковского. Почти все авторские киноленты того времени были доступны зрителям Ставрополя, проблема состояла лишь в том, что картины были некассовые, копий делали мало, и их трудно было получить. «Была потребность показывать кино тем, кто его хотел смотреть, и мы показывали такое кино, и показываем теперь. В любом случае после подобного просмотра хоть что-то, но в голове у человека остается. И со временем привычка работать мозгами перед экраном становится необратимой», - объясняет Геннадий Николаевич Хазанов.

В настоящее время интерес к авторскому кино значительно поубавился, и киноклуб из кинотеатров перекочевал в краевую научную библиотеку им. М. Ю. Лермонтова. Там, в небольшой комнате, каждую неделю проходят просмотры. Геннадий Хазанов рассказывает о творчестве известных россий-ских и зарубежных режиссеров, о школах кино различных стран. На вопрос, почему киноклубы сегодня не столь популярны, он отвечает: «Дело в том, что разрушили то, что делало кино доходным, то есть государственную систему кинопроката. Началось это еще при Михаиле Горбачеве, а закончилось в 1991 году. Такие ставропольские кинотеатры, как «Экран» и «Родина», просто перестали существовать. Хотя сейчас и идет восстановление этой системы, столь доходной она больше не будет.

Еще одна проблема – это грядущая реформа образования. Вузы и институты начнут выпускать специалистов, а не широко образованных людей. Раньше по определенным гуманитарным предметам была «обязаловка». Было много этим недовольных, но ведь были и те, кто втягивался, увлекался – в том числе историей, теорией кино. Еще одна причина - в том, что любой человек сейчас может прийти в магазин и выбрать фильм на свой вкус. Кинопросмотр все больше становится занятием индивидуальным…»

И все же в городе существует некоторая преемственность. Так, уже около полугода функционирует киноклуб в кафе «Шоколадный Пушкин». Его ведущие – Сергей Иванов и Екатерина Лоскутова, практикующие психотерапевты и кинолюбители. Киноклуб является еженедельным и платным, но, как объясняют ведущие, исключительно из экономической целесообразности. Еще одно отличие – заседания начинаются довольно поздно, в полдесятого вечера. Просмотр неизменно сопровождается обсуждением увиденного. Собравшиеся анализируют не только впечатления от киноленты, от личности режиссера, но и поступки героев фильма, их переживания.

Впрочем, цель создания любого киноклуба – заставить пришедшего туда человека задуматься. Постоянный зритель знает, чего он ожидает от просмотра, и получает это. По словам Геннадия Хазанова, «люди, глядя на экран, смеются или плачут, но при этом они все вместе, и вряд ли это ощущение можно чем-нибудь заменить».

Мария ПЕСТРЕЦОВА