«Форды» продолжают гнить
Неутешительный анализ
В краевом бюджете имеется отдельная строка, предусматривающая приобретение автобусов, предназначенных для организации транспортного обслуживания на Ставрополье. На протяжении нескольких последних лет машины покупались и сдавались в аренду предприятиям. Прошлый год не стал исключением, но у кого-то в региональном правительстве появилась идея создания абсолютно новой транспортной компании. Это, дескать, нужно для того, чтобы осуществлять перевозки на социально значимых маршрутах, куда частника не привлечешь.
Такова краткая фабула затянувшейся истории. Через две недели после того, как о зависшей во времени проблеме рассказала газета, появилось письмо первого заместителя министра промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края С. Унанова. В нем чиновник говорил об анализе использования переданных предприятиям в 2002–2006 годах 77 автобусов. Выходила безрадостная картина - «социальные вопросы организации транспортного обслуживания населенных пунктов, не имеющих регулярного автобусного сообщения, не решаются в полном объеме». А если так, то для повышения эффективности транспорта, приобретенного за счет бюджетных средств, нужно создавать нечто более действенное. И еще С. Унанов сообщил, что процесс рождения этого эффективного детища планируется завершить в первом квартале 2008 года.
Вариации на тему
До конца первого квартала осталось всего два месяца, то есть надо полагать, что создание новой компании идет полным ходом. Какой же она будет? Однако ответа на этот вопрос до сих пор не знают в минпроме. Во всяком случае из беседы корреспондента «СП» с министром Андреем Штефаном мало что стало ясным.
- Сейчас все находится в стадии разработки, но сама идея о нужности компании созрела, - объяснил министр. - К сожалению, организационно-правовое оформление какой-либо структуры при участии края имеет всяческие тонкости и особенности. Но работа в этом направлении продолжается, и все согласования проводятся. Быстро или медленно — уж как получается. Почему новое транспортное предприятие необходимо? Во-первых, потому, что существует целый ряд маршрутов, на которые частников не привлечешь, а ведь в тех районах живут люди, и им тоже ездить нужно. Во-вторых, у нас создалась не очень хорошая ситуация с транспортом, находящимся в аренде у перевозчиков, достаточно много случаев, когда автобусы нам просто возвращают через два-три года, основательно их потрепав, потому что технику им ремонтировать невыгодно. Хотя срок аренды до полной амортизации и предполагается 5-7 лет, но договоры каждый раз заключаются на год.
Над ситуацией, по словам А. Штефана, задумались, когда новые автобусы уже были куплены. И сейчас есть два основных варианта, как с ними поступить, причем каждый из них как хорош, так и плох. Вариант создания краевой транспортной компании плох тем, что «форды» до сих пор не эксплуатируются. Правда, здесь, уверяет министр, принимаются меры по обеспечению охраны и поддержания технического состояния. Вариант второй - раздать технику предприятим — тоже не выход, ведь потом ее придется собирать заново (когда наконец утомительный процесс организационно-правового оформления останется позади).
Существует, впрочем, и еще одна задумка. При организации краевой компании решится вопрос о том, на баланс какого предприятия будут переданы «форды». Вполне вероятно, что тогда часть автобусов все же отдадут кому-то для эксплуатации, потому что новая структура не сможет сразу их освоить.
Приблизительный расчет
Похоже, что судьбой автобусов никто всерьез не занимается. Примечательно, что в министерстве имущественных отношений, как в отделе госсобственности, так и в отделе по работе с акционерными обществами не знают о каких-либо предложениях со стороны минпрома.
Интересно, почему так упорно проталкивается сама мысль об организации нового краевого предприятия? Это было бы неудивительно, если бы существовали четкие, выверенные расчеты, что такая транспортная компания действительно по всем параметрам эффективней, работоспособней всех остальных и именно она может и должна решить социальные вопросы перевозки граждан. Но где эти расчеты? Ведь создание целой организации обойдется как минимум в несколько миллионов рублей с новыми рабочими местами, обслуживаемой территорией и прочими атрибутами. Где взять деньги? Да и намного надежнее, наверное, было бы заключать договоры на аренду сразу на 5-7 лет с правом выкупа, а не принимать назад «потрепанные» автомобили.
Поразительно и то, что над ситуацией начали задумываться, когда новые автобусы уже были куплены и размещены на стоянке «Транс-агентства» в Ставрополе. Вообще-то о подобных серьезных проектах задумываются до, а не после. В противном случае — результат налицо. А ведь время идет: к апрелю 37 машин уже проведут под открытым небом без малого пять (!) месяцев. Вот здесь даже приблизительные расчеты просто ошеломляют — по 2,5 тысячи рублей ежедневно за охрану техники и несколько сотен тысяч недополученных краем денег за аренду.
Без помощи не доехать
А как комментируют неадекватную ситуацию транспортники с большим опытом, знающие все болевые точки перевозок не понаслышке?
- Мы дали заявку на десять «фордов» и под них планировали открывать новые пригородные маршруты, причем заведомо убыточные, - сказал генеральный директор пятигорского ЗАО «Кавказтранс», член коллегии минпрома СК Александр Павлов. - А такие маршруты надо «накатывать» длительное время, на что никакой частник не пойдет. Это способна сделать только крупная организация, которая может позволить себе в течение года работать в убыток, а потом уже получать прибыль. Сельские районы — это, как правило, нерентабельные маршруты. Но есть программа губернатора о расширении сети обслуживания в труднодоступных и малонаселенных пунктах Ставрополья. Наше предприятие самостоятельно, на свой страх и риск такие маршруты осваивает. Однако, для того чтобы их обслужить как следует, нам нужна помощь министерства. Мы не просим дотаций, но просим отдать в аренду новые автобусы, потому что покупать дорогостоящую технику по 1,5-2 миллиона рублей и ставить ее на убыточные маршруты экономически неправильно. Сейчас все затраты растут семимильными шагами, а учитывая такое положение, краевое правительство, и в частности минпром, должно оказывать поддержку тем транспортным предприятиям, которые берутся за решение проблем, обозначенных в губернаторской программе. Если, разумеется, действительно хотят, чтобы сельские районы развивались и были связаны между собой и городами. Хотя «Кавказтранс» и является одной из ведущих организаций, но даже он не всесилен — не получив от минпрома транспорт в аренду, мы не в состоянии осваивать новые районы. Обидно, что селяне не получат той помощи, которую так ждали. Может, идея создания краевой компании и неплохая, но необходимы время и немалые деньги для ее реализации, а мы бы в это самое время уже работали в полную силу.
В кисловодском ЗАО «Автоколонна 1721» (сугубо городском предприятии) избрали другую систему формирования и пополнения своего автопарка. Как рассказал генеральный директор, заслуженный работник транспорта РФ Шамиль Касымов, те машины, которые раньше закупались «краем», его не устраивали по качеству. Поэтому он пользовался вариантом инвестиционного кредитования. То есть брал в банке кредит, который субсидировался за счет части процентной ставки (три четвертых гасило правительство Ставрополья, а остальное — автоколонна). Казалось бы, какое дело Касымову до тех самых 37 «фордов»? Однако ему, как профессионалу-транспортнику с почти 30-летним стажем, небезразличны проблемы коллег:
- Полагаю, что на сегодняшний день было бы более разумно поддержать предприятия, оставшиеся на плаву в непростых условиях. Потому что у них есть производственные базы и все необходимое для полноценной работы. А для того чтобы создать организацию с нуля, необходимо такую базу найти или построить, привлечь квалифицированные кадры, обеспечить финансирование. Словом, в этом вопросе существует масса серьезных проблем, и я не могу согласиться с тем, что все это реально сделать в короткие сроки.
Позиция же министра промышленности, энергетики и транспорта СК А. Штефана диаметрально противоположна и вполне оптимистична:
- Все, что с нашей стороны требуется, мы сделаем в первом квартале, и даже раньше. Во всяком случае, работаем над тем, чтобы так оно и было.
2 февраля 2008 года