00:00, 26 января 2008 года

Два банкрота в одной квартире

Более пяти лет прошло с тех пор, как эти слова были произнесены президентом России. В то время глава государства озаботился проблемами Ставрополья после письма жителей села Юца, возмущенных банкротством колхоза «Пролетарская воля». В обращении крестьяне утверждали, что в крае действует отлаженная система преднамеренного банкротства.

Насколько изменилась ситуация сейчас? Судите сами, сегодня на Ставрополье 220 хозяйств из 500 зарегистрированных стали жертвой банкротства, 60 предприятий проходят эту процедуру и около сотни вот-вот вольются в их ряды.

Уже сегодня Ставропольский край держит печальную пальму первенства в России по количеству обанкроченных колхозов. Ни для кого не секрет, что введение внешнего и конкурсного управления на предприятии - «кандидате в банкроты» нередко продиктовано далеко не бескорыстными интересами определённых кругов, которые отнюдь не настроены на финансово-экономическое оздоровление сельхозпредприятий некогда ведущей отрасли края. Итог, увы, предсказуем - потеря пайщиками коллективно-долевой собственности, сокращение рабочих мест и как следствие резкое снижение уровня жизни на селе. Из недавних событий - банкротство крупнейшего краевого сельхозпредприятия СПК «Гвардеец», в защиту которого провели митинг-протест ставропольские единороссы.

В южных регионах России практика умышленного подведения предприятий к стадии банкротства широко распространена и является прибыльным бизнесом. Село не возрождается, а пускается по ветру, местные князьки, преследуя свои корыстные интересы, игнорируют политику государства в этой ключевой отрасли экономики.

Как видно, всегда найдется тот, кто захочет половить «рыбку в мутной воде». На сегодняшний день в судах находится на рассмотрении 5,5 тыс. дел о банкротстве сельскохозяйственных предприятий - это почти четверть таких организаций.

Зачастую банкротство принимает криминальный характер в форме т.н. рейдерства, или, как это принято преподносить в приукрашенной упаковке, недружественного поглощения. Ежегодно под банкротство попадают тысячи и тысячи предприятий, в том числе и те, чья деятельность связана с национальной безопасностью страны.

Так случилось и с некогда известным во всём бывшем Союзе сельскохозяйственным производственным кооперативом «Колхоз-племзавод им. Сараева», что в селе Константиновском Петровского района. Уже 23 января 2003 года решением краевого арбитража колхоз-племзавод признается банкротом, в июле 2006 года в отношении него завершена трёхлетняя процедура конкурсного производства, а через пять дней он был исключен из государственного реестра предприятий. Казалось бы, что здесь криминального? Не первое оно на Ставрополье и, увы, не последнее. Если бы не одно «но»…

Оказывается, еще за год до признания арбитражем племзавода банкротом по месту его государственной регистрации (с. Константиновское, ул. Ледовского, д. 4) неким Ю.Тарасовым было зарегистрировано ООО «Константиновское», которое, имея доступ к документам и печати племзавода, скупило «за шапку сухарей» всё его имущество и весьма квалифицированно загнало колхоз в долговую яму. Сейчас ООО «Константиновское», по идее, должно процветать, сытые колхозники почивать на лаврах, а за породистыми скакунами выстраиваться очередь на десять лет вперёд…

Ан нет, «Константиновское» с 2006 года также находится в процедуре банкротства, и там начато конкурсное производство. А его имущество переходит к некоему ООО «Хлебороб». К слову сказать, в нарушение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» имущество это приобреталось не по итогам торгов, а в результате тривиальной купли-продажи. И предприятие-благодетель покупает у банкрота более сотни объектов, в т.ч. пекарню, мельницу и прочее, всего за 6 млн. рублей, о чём, ничуть не смущаясь, информирует посетителей своего интернет-сайта! Что, по-вашему, тут странного? На первый взгляд, ничего, если бы не одно любопытное обстоятельство – зарегистрировано ООО «Хлебороб» по одному с банкротом адресу: с. Константиновское, ул. Ледовского, д.4. Как тут не вспомнить великого Булгакова с его «нехорошей квартирой»?

Суть же дела в том, что ещё в июне 2004 года по злополучному адресу ООО «Константиновское» учредило и зарегистрировало ООО «Хлебороб», а уже через год продало свою долю некоему физическому лицу. В июле того же года в Ставрополе двое предприимчивых граждан учредили ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Сараева», которое уже через год заключает договор аренды земель сельскохозяйственного назначения с участниками долевой собственности (более 2000 человек) сроком на 15 лет. На этом коммерческий запал «СП им. Сараева» исчерпан, т. к. арендованную землю по договорам, заключаемым каждый год, оно сдает в субаренду небезызвестному «Хлеборобу».

Итог бурной деятельности соседей по дому № 4, что по ул. Ледовского, – разграблено некогда перспективное и прибыльное хозяйство, многомиллионные мощности за гроши перешли в частные руки, не выплачена арендная плата тысячам обманутых пайщиков. И этого мало профессиональным ликвидаторам сельхозпредприятий. Теперь небезызвестный Ю. Тарасов – «отец и основатель» фирм-двойняшек из дома №4, взяв в напарники некоего Р. Саркисяна, зазывает со страниц интернет-сайта ООО «Хлебороб» потенциальных инвесторов. Предлагаются просто сказочные прибыли за небольшие риски.

К слову сказать, компаньонам и здесь многое удалось. Действуют они по хорошо отлаженной схеме. Представляясь владельцами ряда агропромышленных предприятий края, ловко тасуя в руках свидетельства о собственности на недвижимость, уставы предприятий и т. д., они предлагают произвести инвестиции в их бизнес. Правда, затем доверительно сообщают потенциальному инвестору, что-де есть небольшая проблемка - сущий пустяк, как, например, многомесячная задолженность по заработной и арендной плате перед тружениками села. Погасите ее, и будет вам счастье! Цена вопроса - копейки, всего каких-то 20 млн. руб.

И ведь верят им. Люди, полагающие инвестировать в экономику края немалые средства, не видят причины не погасить селянам долг по зарплате и аренде, возникший в результате «бурной» деятельности компаньонов. А дальше? А дальше всё банально. Плакали инвестиции, неизвестно, дошли ли деньги несостоявшихся инвесторов до работяг, а дуэт бизнесменов процветает!

Причин банкротства российских предприятий несколько, однако одна из главных - это коррупция, поразившая все составляющие государственной машины. Несмотря на то, что Россия перешла все пороги продовольственной безопасности, банкротства в сфере АПК ведутся наиболее интенсивно и чаще всего преднамеренно. И совсем не случайно захвачены некогда лучшие на Ставрополье сельхозпредприятия. Только теперь лучшими назвать их вряд ли кто-то решится.

Сергей СИЛЬЧЕНКО