Как победить хаотичную застройку городов-курортов Кавминвод?
Кавминводы являются курортом федерального значения, что накладывает особую ответственность за качество землепользования в этом регионе. Чтобы сохранить земли лечебно-оздоровительных местностей, необходимо разработать прозрачные, понятные, не допускающие двойных толкований правила землепользования и застройки городских и сельских поселений. Сегодня, однако, в этой области царит полная неразбериха. Земли муниципальной собственности и рекреаций не разграничены, как того требует законодательство. А это почва для разного рода злоупотреблений. Подчас заповедные земли росчерком пера переходят в частную собственность, застраиваются жилыми домами, разного рода техническими объектами. Никого не удивляет даже самовольный захват участков.
Как пояснил заместитель председателя комитета А.Ширинов, сегодня утвержденные правила землепользования и застройки имеются только в Ессентуках и в 10 из 52 населенных пунктов Минераловодского района. В других муниципалитетах этого либо нет вообще, либо все на стадии разработки. И, как говорится, с завтрашнего дня ситуацию не переломить. Только проведение публичных слушаний по подготовке подобных правил займет не менее четырех месяцев. Другая загвоздка состоит в том, что практически не ведется работа по разграничению собственности на землю, по ее межеванию. В лучшем положении опять же пока только Ессентуки. Почему же важное государственное дело не исполняется? Муниципалы ссылаются на отсутствие средств: мы, мол, и рады бы, да где взять?
Свет на причины безрадостного положения дел пролила руководитель управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК И.Карлова. Она долго перечисляла соответствующие правовые акты и в итоге сделала вывод: законодательством четко определено, что можно и чего нельзя, просто ответственные лица не стремятся выполнить его предписания. Ведомство располагает подробной информацией, на какие зоны по своему функциональному назначению делятся земли городов-курортов. Данные получены из первых рук, от самих муниципалитетов. И тем не менее вопреки очевидности муниципалы продолжают ссылаться на отсутствие этих документов. Может, забыли, на какой полке те пылятся? Или такая позиция более удобна?
Заместитель руководителя управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по СК И. Смулько подтвердила эти выводы. Материалами проверок в городах-курортах ведомством выявлено 225 случаев самовольного захвата земель и других нарушений. Тревожная тенденция состоит в том, что главы легко идут на узаконивание этих самозахватов, оформляя постановления об уточнении границ участков. В итоге прирезаются солидные «кусочки» площадью до 1 тыс. кв. м. Отвечать на запросы ведомства о законности подобных решений муниципалитеты не торопятся.
Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды края Д. Хусточкин несколько сместил акценты. По его мнению, нормативная база, конечно, есть, но надо учитывать, что в большинстве своем это устаревшие правовые акты, которые давно требуют основательной переработки. Хотя, конечно, согласился и он, большинство фактов связано с неприкрытым игнорированием всякого закона. После того, как лес вырублен, можно, конечно, обжаловать действия злоумышленника, да только пользы ноль, когда уже и щепок не осталось. Надо работать на опережение.
Ситуация требует срочного вмешательства. Решено создать комиссию, в которую войдут депутаты, представители профильных ведомств и муниципалитетов, чтобы выработать четкий план действий. Надо торопиться. Неразбериха в земельных вопросах на территории особой экономической зоны может привести к плачевным результатам. Так можно отпугнуть и тех немногих инвесторов, которые уже готовы вкладывать деньги в развитие курортного комплекса.
25 января 2008 года