Музейный комплекс детского эстетического образования

Музейный комплекс детского эстетического образования

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Музейный комплекс детского эстетического образования

Музейный комплекс детского эстетического образования

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Музейный комплекс детского эстетического образования

Музейный комплекс детского эстетического образования

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

– Мы уже много лет успешно сотрудничаем с Всероссийским центром музейной педагогики и детского художественного творчества при Русском музее, – рассказывает заместитель директора музея Ольга Бендюк. – Руководитель этого центра Борис Столяров неоднократно бывал в Ставрополе, а весной 2007 года участвовал вместе с нами в известной благотворительной акции «Музей. Музыка. Дети», организованной для воспитанников двенадцати детских домов края. У нас побывали свыше ста ребят из нескольких районов Ставрополья, они не только смогли окунуться в ранее практически неизвестную им атмосферу художественного музея, но и принять более активное участие в акции. Несколько десятков мальчиков и девочек писали сочинения, посвященные увиденному и услышанному в музее, а трое победителей конкурса получили путевку на недельное путешествие в Санкт-Петербург. До сих пор дети вспоминают все это с радостью и благодарностью!

И вот теперь новая стадия акции Русского музея: как и было обещано, Ставропольский изомузей стал обладателем пяти компьютеров на сумму почти в триста тысяч рублей. Так в музейном детском образовательном комплексе у ставропольских школьников появилась дополнительная возможность увидеть огромный мир искусства прямо здесь, в небольшом уютном зальчике. Поскольку в наше время понятия «ребенок» и «компьютер» стали практически неразделимы, решили музейные педагоги, почему бы не использовать эту взаимосвязь «в мирных целях»? То бишь просветительских. Открывая детям в привычной им игровой (не скучной лекционной!) форме двери в залы музеев.

– По задумке специалистов Всероссийского центра музейной педагогики, успешно отработавшие акцию региональные музеи способны и сами составлять свои образовательные программы для детей, – говорит Ольга Борисовна. – Чем и занимается сейчас наш коллектив. Кстати, в будущем предполагается связать региональные музеи в единую сеть для обмена новыми интересными познавательными программами и находками под кураторством Русского музея. Таким образом, дети будут изучать мировое искусство через виртуальные экскурсии и путешествия по музейным залам.

Признаться, пока еще непривычно видеть сияющие мониторы в традиционном музейном выставочном пространстве, сегодня отданном, конечно же, рождественской тематике. Соответствующее настроение призваны создать помещенные на стенах живописные полотна ставропольских авторов, представляющие зимний пейзаж. А предметная экспозиция соседнего зала продолжает тему иными выразительными средствами. Центральное место отдано большой иконе Рождества Христова, созданной на рубеже ХlХ – ХХ веков.

– Мы рассказываем ребятам и об иконе вообще, и о Рождественской, в частности, – говорит научный сотрудник музея Ирина Сафонова. – А еще, конечно, о празднике Нового года, его истории и связанных с ним традициях народных гуляний, обрядов, например, колядовании. Экспозиция подготовлена так, чтобы дети могли все наглядно представить. В том числе появление елки в качестве главной героини Нового года. Помимо экспонатов, здесь собрана очень интересная выставка редких изданий, но все они доступны для изучения, ребятам дается возможность тут же почитать понравившуюся книгу, полистать красочный альбом.

В фойе комплекса радует глаз еще одна яркая выставка, где все, между прочим, сделано детскими руками. Дело в том, поясняет Ирина, что ребятам, посещавшим музей в течение года, давалось задание отразить в рисунках свои впечатления от экспозиций. И юные художники постарались на славу. Пейзажи, портреты гуашью, акварелью, пастельными мелками представляют изостудию школы №5 Ставрополя. Ну разве не престижно начинающим авторам оказаться в музее рядом с маститыми художниками!

А вот и совершенно особенный раздел, где можно… погадать. Вспомнив увлекательную святочную традицию предков. И одновременно узнать для себя немало нового. Ведь сегодня далеко не все городские дети знают, например, как выглядят пшеница, рожь, что такое кутья и как ее готовили сто лет назад, а именно – из зерен пшеницы, куда, помимо фруктов, добавлялось редкое по тем временам лакомство – леденцы-монпансье... Из уроков литературы современный школьник знает о святочных гаданиях девушек в старину. Но простого труженика-селянина в первую очередь волновало, каким будет урожай в новом году, будет ли приплод в хозяйстве… Узнать об этом помогало гадание на колосьях: вытянул полновесный колосок – быть доброму хлебу! После удачного гадания неплохо отведать и самую настоящую кутью с традиционным «узваром» из сухофруктов, подготовленную заботливыми хозяйками музея. И собственноручно изготовить оригинальным способом тряпичную куколку, как это делали много-много лет назад крестьянские ребятишки. Интересно? Еще бы! Это вам не холодная «типовая» Барби из магазина.

После такой экскурсии в историю в детской душе обязательно останется очень теплое, «осязаемое» знание народной культуры, красоты и поэзии старинных празднеств. В этом Ирину Сафонову и ее коллег убеждает опыт работы с детской аудиторией.

Так соседство виртуального и настоящего искусства создает реальный праздник. За который, я уверена, сотни юных ставропольцев скажут спасибо чудесным «музейным тетям». И еще не раз придут в эти добрые залы, наполненные светом истинного вдохновения.

Наталья БЫКОВА

И виртуальный, и настоящий / Газета «Ставропольская правда» / 4 января 2008 г.