00:00, 28 декабря 2007 года

Евгения Сафронова: Человек из музыкального закулисья

Для серьезной, добросовестной отличницы поступление в музыкальную школу стало событием почти естественным. Потом так же легко и естественно поступила в краевое музыкальное училище, а затем – в Ростовскую консерваторию им. Сергея Рахманинова.

Что касается «второй любви» Е. Сафроновой, была еще одна семейная традиция – не пропускать ни одной премьеры ставропольской драмы. Когда после окончания консерватории Евгению отправили на стажировку в столицу, походы в театры стали чуть ли не частью обучения. Едва вернулась в родной Ставрополь, а тут мама услышала по радио объявление о вакансии заведующего музыкальной частью в театре.

- У меня в тот период практически не было опыта, - признается Евгения, вспоминая свое первое появление в театре со служебного входа пятнадцать лет назад. – Но, знаете, когда очень любишь то, чем занимаешься, то быстро растешь профессионально. Для меня и по сей день счастье - сочетать в повседневной жизни то, чем я искренне увлечена.

В коллективе Евгению приняли сразу – то ли мир театра был настолько созвучен ей, а она - ему, то ли сказались необычные обстоятельства ее первой творческой работы: спектакль «Медея», поставленный на ставропольских подмостках кипрским режиссером Моникой Василиу по античным канонам, был достаточно необычным экспериментом для всей труппы. Сафронова работала как концертмейстер с актерами-исполнителями непростых вокальных партий. По ходу многочисленных распевок и музыкальных занятий артисты оценили новенькую заведующую музчастью как профессионала, заслуживающего уважения, и как человека, вызывающего симпатию своей тактичностью, искренностью и мягким обаянием. «Светлая душа», - сказал о ней кто-то из новых коллег.

- В нашем театре работают люди, которые живут искусством, преданы ему всем существом, - говорит Евгения. – Для меня это особенно дорого, потому что, когда пишешь музыку для спектакля, работаешь в команде. Постановка - это целостное произведение, и, сочиняя или выбирая к ней музыку, важно четко уловить задачу, найти в себе ее отзвук. А еще - учесть жанр, стиль, историческую эпоху, настроение героев и многое другое. Но ни с чем не сравнить моменты счастья, когда твоя музыка вплетается в ткань спектакля. Нередко по ходу репетиций что-то меняется, что-то приходится сокращать или переписывать. Непростой процесс, но доставляющий радость – радость творчества.

За пятнадцать лет на счету Евгении более двадцати творческих проектов. И своим успехом любимые ставропольской публикой спектакли во многом обязаны музыке. Не претендуя на «первые роли», мелодии этих постановок продолжают звучать в душах зрителей уже за пределами зала...

Режиссером, открывшим Евгению Сафронову как театрального композитора - в спектакле «Чума на оба ваши дома» по пьесе Г. Горина, - стал заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков. Со временем именно в его спектаклях «Садко», «Шут Балакирев», где звучит исключительно написанная Евгенией музыка, она одержала самые дорогие сердцу творческие победы.

Немало работает она и вне театральных стен. Готовится к изданию «Альбом театральных фантазий» - 12 фортепианных пьес, объединенных в музыкальный цикл для юношества. Некоторые пьесы уже с удовольствием разучивают учащиеся ставропольских музыкальных школ и краевого училища искусств. Два произведения из «Альбома» органично вписались в репертуар симфонического оркестра краевой филармонии.

Много творческих сил вложено Евгенией Сафроновой в литературно-музыкальный спектакль «Город Zero» на стихи поэта Сергея Сутулова-Катеринича.

- Мы в этой работе предлагаем публике поразмышлять о «простых вещах», которые живут в каждом из нас повседневно и ежечасно и в то же время вечны и значительны, как сама жизнь, - рассказывает Евгения. - Мне думается, получилась настоящая драма, построенная на союзе музыки и слова... Эта работа в отличие от театральной предполагает более самостоятельное выражение, большую свободу именно моего «я». Было очень интересно соприкоснуться с хорошей поэзией. Стихи Сергея насыщены глубоким философским смыслом и одновременно имеют сильный эмоциональный заряд. В них очень много энергетики. Уже в самом ритмичном стихотворном звучании заложена удивительная музыка...

Здесь следует напомнить, что «Город Zero», поставленный муниципальным камерным театром «Гармония», все же неразрывно связан с «большим» театром, поскольку построен в полном соответствии с законами драматургии, а реальное его воплощение оказалось возможным благодаря талантливому исполнению профессионалов - актеров Ирины Баранниковой и Ильи Калинина.

- Материал сложный, многогранный, - объясняет Евгения. - Для Ирины и Ильи это была попытка попробовать себя в новом качестве – не только драматическом, но и вокальном. И они не просто успешно справились с ней, но внесли в материал свою индивидуальность, наполнили его жизнью.

Есть у Евгении задумка: на базе театра «Гармония» и музыкального салона «Камертон» расширить проект «Город Zero», поставив полномасштабный спектакль под новым названием.

- Там появятся новые персонажи, возникнут иные, более жесткие сюжетные коллизии, увеличится число вокальных номеров, - рассказывает Евгения. - Это очень большая работа, которая уже началась, и дай бог, чтобы она прозвучала.

Известно: когда человек достигает определенных профессиональных высот, когда ему есть что передать другим, у него появляются ученики. С открытием актерского отделения на факультете искусств Ставропольского государственного университета Евгении Сафроновой предложили вести курсы вокального мастерства, истории и теории музыки для будущих актеров.

- Это оказалось мне очень интересно, - признается Е. Сафронова. - Приятно помочь молодым, которые только входят в профессию, начинают осознавать ее, а ты способна им что-то подсказать. Я вижу своей задачей помочь им раскрыться. У актера ведь, в первую очередь, должна быть развита эмоциональная сторона, а она с музыкой связана самым непосредственным образом. Стараюсь привить студентам вкус к музыке. Вместе мы слушаем много классики, смотрим музыкальные фильмы, признанные шедеврами.

Преподаватель Е. Сафронова сама умеет и любит учиться. Богатейший материал, по ее признанию, дают, во-первых, музыка любимых композиторов и, во-вторых, общение с коллегами. Воспитанная на консерваторской классике, в театре она стала отдавать предпочтение композиторам, которые, имея академическое образование, великолепно проявили себя в драме и кино, - Алексею Рыбникову, Микаэлу Таривердиеву, Геннадию Гладкову, Эдуарду Артемьеву. По ее мнению, это художники, которые умеют отразить сегодняшний мир в доступной форме, демократичной подаче.

Евгению особенно вдохновляет работа с коллегами, с которыми у нее много общего во взглядах на жизнь, музыку и театр, вообще на то, «что такое хорошо, а что такое плохо». Тем более что в театре работает столько по-настоящему талантливых, преданных искусству людей. И мне становится понятно, почему мысль заниматься чем-то другим за последние полтора десятка лет ей ни разу даже не приходила в голову.

- Нет легкой и серьезной музыки, - убеждена Евгения Сафонова. - Есть музыка хорошая и плохая. Думаю, в любом жанре можно сделать нечто высокопрофессиональное и красивое. И всегда есть также вещи, называемые «кассовыми». Но все же мне и ближе, и дороже такое творчество, в котором художник высказывает то, что он чувствует. Я выбираю путь, про который могу сказать: да, это – мое.

Ольга МАКАРОВА