Ставропольский суд защитил фермера, пострадавшего от страховой компании
Для Ивана Усенко, директора ипатовского КФХ «Дубок», застраховавшего посевы в мае 2005 года, кошмар еще не закончился. Он до сих пор не может получить возмещение за погибший от засухи урожай, и судебным тяжбам не видно конца. «Многие в Ипатовском районе наслышаны о моих проблемах, - говорит фермер, - поэтому руководители хозяйств часто отказываются от предложений страховщиков. Вот так легко дискредитировать хорошую, в общем-то, идею…»
Идея действительно хорошая: государство на тот период компенсировало крестьянам из федерального бюджета 50 процентов от суммы страхового взноса. И все же желающих, особенно из числа бедноты, находилось не так много, как хотелось бы страховым компаниям. И тогда они придумали «схему»: клиенту предлагалась фирма, которая полностью оплачивала за него страховой взнос, в обмен крестьянин должен был поставить сельхозпродукцию, а федеральную компенсацию – в карман. Поработать по такой схеме Ивану Усенко предложил ставропольский филиал ООО «Страховая группа «Поддержка». Головная контора филиала находится в Москве, учреждена и полностью контролируется федеральными Минимуществом, Минсельхозом и другими солидными структурами, поэтому сомнений в благонадежности страховщика не возникало.
И. Усенко застраховал 11 мая 2005 года около 1000 га посевов – ячмень, пшеницу, горчицу, подсолнечник и т.д., а взнос за него (1 млн. 464 тыс. рублей) по договору поручения заплатил Торговый дом «Агроподдержка» – фирма, находящаяся в родственных отношениях со страховой компанией. В августе посевы в хозяйстве фермера частично погибли, но страховой выплаты он не дождался. Более того, в дальнейшем «Агроподдержка» подала на фермера иск о взыскании суммы долга. По мировому соглашению И. Усенко пришлось заплатить 688 тысяч. «Я им потом пообещал, - говорит фермер, - что найду лучшую юридическую фирму, чтобы расквитаться».
Дело слушалось недавно в арбитражном суде Ставропольского края, истец И. Усенко просил взыскать с ООО «Страховая группа «Поддержка» (г. Москва) выплату за гибель урожая. И здесь обнаружились удивительные вещи: москвичи-ответчики сообщили в суде, что их ставропольский филиал, где фермер страховал урожай, «фактически свою деятельность не осуществляет, соответственно документы не сохранились…». Более того, они заявили, что полис, выданный Ивану Усенко, «неправильный»: мол, он подписан С. Груздовым – «лицом, не имеющим на то полномочий». Этот же С. Груздов (его, между прочим, так и не смогли разыскать) принял от фермера заявления о наступлении страхового случая: урожай частично погиб от засухи, но представитель компании так и не явился, чтобы составить акт. Документ об убытках подписали представители районного отдела сельского хозяйства и местный депутат…
Согласитесь, ситуация из разряда необычных: приходит человек страховать свое имущество в офис компании, его проводят к уполномоченному лицу, который поясняет условия, подписывает и вручает документы, полис, заверенный печатью. А в дальнейшем, когда приходится платить, вдруг выясняется, что это лицо - никто и вообще здесь не работает. Очень смешно. Напоминает некоторые эпизоды из бессмертного романа «Золотой теленок». Впрочем, суд, наверное, сталкивается еще не с такими сказками, поэтому решил, что С. Груздов все-таки выступал от имени страховой компании, которая теперь должна выплатить фермеру страховку – около 3 млн. рублей. Правда, это решение пока не вступило в законную силу.
Интересы фермера в суде представляло ОАО «Юридическое агентство «СРВ». Вот как комментирует ситуацию генеральный директор агентства, депутат ГДСК Роман Савичев:
- В 2005 году решением Федеральной службы страхового надзора была приостановлена лицензия у СКК «Поддержка», а кадры и клиентура плавно перетекли… в Страховую группу «Поддержка», которая, кстати, имеет широкую филиальную сеть по всей России. Именно кадровой чехардой я могу объяснить историю с Груздовым... Но клиенты не должны страдать. КФХ «Дубок» сумел отстоять в суде свои права, но многие сельхозпредприятия, понесшие убытки, просто смирились с поражением. Мне приходилось анализировать некоторые документы, генеральные полисы ряда хозяйств. И вот к какому выводу я пришел: все сделано таким образом, что в случае гибели посевов крестьянин получает либо копейки, либо вообще ничего. И при этом федеральная компенсация идет страховой компании и ее аффилированному лицу – ТД «Агроподдержка»…
Действительно, странностей хватает. Вот, например, СПК МХК «Степновский» по договору поручения просит «Агроподдержку» перечислить сумму страхового взноса (138 тысяч) в Страховую группу «Поддержка», обещая рассчитаться сельхозпродукцией. Сам полис датирован 28 апреля 2005 года, а деньги «Агроподдержка» перечисляет 24 июня, т.е. когда до уборки застрахованного ячменя остается неделя-другая. Риск минимален. Более того, «Агроподдержка» в договоре поручения числится выгодоприобретателем по полису до тех пор, пока «Степновский» не рассчитается сельхозпродукцией. Насколько известно, никто и не рассчитался. А далее по накатанной схеме «Агроподдержка» подает на неплательщиков в суд. Есть ряд мировых соглашений, в соответствии с которыми клиенты признают долги, в денежном исчислении поразительно равные суммам полученной компенсации из федерального бюджета, выделенной хозяйствам на страхование посевов. Например, СПК «Терек» согласился платить 222 тысячи, СПК МХК «Степновский» - 738 тысяч. В отношении некоторых хозяйств иски просто отозваны, видимо, удалось договориться полюбовно…
В нынешнем году компенсации на страхование посевов выделяются как из федерального бюджета – 40%, так и из краевого – 10%. Это большие деньги – около 300 миллионов, которые крестьяне уже получили либо получат в ближайшее время. Хочется надеяться, что господдержка реально поможет именно сельхозпредприятиям, а не тем страховым компаниям, которые придумывают схемы собственного обогащения.
26 декабря 2007 года