Территория заложников
О необходимости вернуть церкви бывший Иоанно-Мариинский монастырь в Ставрополе пришли еще в середине 90-х годов. Однако, как же это сделать, не выкинув на улицу 300 больных людей? Ведь в свое время, в период так называемого воинствующего атеизма, в бывшие святые стены заселили Октябрьский филиал Ставропольской краевой психиатрической больницы № 1. Возможно, когда-то эта мера и рассматривалась как временная. Однако за десятилетия, прошедшие с тех пор, лучшего помещения для больных так и не нашлось. И как бы там ни было, а приспособили-таки бывший монастырь под больничные потребности. И вот наступили иные времена…
Несколько хозяйственных построек, учитывая первоначально бедственное положение немногочисленных послушниц, церкви передали, естественно, ухудшив условия для больных. Как не уважить духовную власть - люди мы по менталитету православные. Однако отношения по мере увеличения отвоеванной монастырем территории как-то начали разлаживаться. Еще несколько лет тому назад тихие и безответные, сестры сегодня о своих обещаниях заботиться о душевнобольных людях, жить в мире с соседями стали потихоньку забывать. В частности, в переданных помещениях начат ремонт, да такой, что в соседних комнатах стены рушатся.
Отчасти именно подобная, скажем так, неделикатность и помогает отвоевывать очередную жилую площадь, на которой еще недавно размещалась лаборатория филиала. Поскольку работать с трещинами в стенах становилось опасно, пришлось лабораторию временно закрыть по письму церкви в сан-эпиднадзор. Деньги из бюджета на ремонт были уже выделены, и даже тендер для строителей больницей объявлен. Однако теперь об этом можно говорить лишь в прошедшем времени. Собственно, осталось соблюсти формальности по окончательной передаче бывшей лаборатории настоятельнице матушке Иоанне.
Только не мешало, прежде чем принимать решение, поглубже разобраться в сути конфликта, которому уже больше десятка лет. Найти для начала ответ на вопрос: как решить проблемы больничного филиала, имевшего несчастье когда-то въехать в стены бывшего монастыря? Уж если по закону, так стоило бы учесть и мнение нынешних хозяев недвижимости, которые столько лет безуспешно пытаются достучаться до власти. В положении, регламентирующем порядок передачи религиозным организациям собственности и имущества, прописана норма, однозначно говорящая о необходимости «при наличии ограничений и обременений имущества правами третьих лиц» иметь согласие этих самых лиц в письменной форме.
В случае с лабораторией больницы – это, видимо, не последний акт со стороны церкви. Монастырь, начавший ремонт, так постарался над разрушением стенных перегородок, что выделенной бюджетом «ремонтной» суммы и не хватило бы. Собственно, настаивать на своем уже бессмысленно. Однако в официальном письме на имя министра имущественных отношений края В. Толстых руководитель больницы еще раз настойчиво и в который раз излагает позицию медиков, мнение которых безусловно достойно не меньшего внимания, чем мнение церкви: «...Учитывая сложившуюся ситуацию, не возражаем против передачи помещений… при предоставлении других идентичных помещений для проведения лабораторных исследований». Впрочем, что и следовало доказать, ни о какой замене до сих пор речи нет. А анализы, условно несущие в себе заразу, теперь везут через весь город в центральную лабораторию больницы на ул. Ленина. чтобы исключить возможность инфицирования послушниц монастыря и детей, посещающих классы воскресной школы, – это, кстати, был один из аргументов епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, изложенный в обращении к краевой власти. Получается, остальные горожане не в счет. Их зараза не возьмет. Проигрывают в результате такой рекогносцировки врачи и в оперативности: бывают ведь случаи, когда на анализах пишется латинское слово cito, что в переводе означает срочно, быстро. Не имея собственной лаборатории, филиал может рассчитывать на получение результатов только на следующий день.
Еще до этих событий, в канун 100-летнего юбилея, коллектив больницы пытался привлечь внимание к проблеме в целом, а не только к локальному «лабораторному» вопросу, направив письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой разобраться в ситуации по-божески, не обижая душевнобольных людей, к которым, по православной традиции, всегда на Руси было особое жалостливое отношение. Ответа от высшего церковного чиновника нет по сей день. И обещания владыки Феофана решить проблему и найти деньги на строительство нового корпуса для больницы, чтобы разом переселить всех больных из бывшего монастыря, остаются вот уже несколько лет только обещаниями. Видимо, на деле-то стоит единственно уповать на милость чиновников, которые малыми кусками авось да и отдадут желанную собственность, невзирая на проблемы врачей и больных?
А если подняться над ситуацией, то страдают обе стороны. Двойственная позиция краевой власти делает их заложниками имущественного спора. И церковь не имеет возможности реализовать свои права. И больница, которая готова отдать монастырь, вынуждена стоять на своем, пока ей не укажут, куда переехать. А ведь пациенты здесь непростые, их нельзя просто выписать из больницы. За каждого стационар несет особую ответственность.
Еще в апреле 1993 года президентом Б. Ельциным было подписано распоряжение о передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества, а региональным властям было предложено определить сроки, порядок и условия их передачи. Никто об этом до сих пор не позаботился. В результате полный хаос. Хотя давно следовало бы создать комиссию, в которую должны войти все заинтересованные стороны: представители церкви, больницы, минздрава, правительства. Решение только на этом пути.