00:00, 8 ноября 2007 года

Свет погасшей звезды

Родился он в семье ставропольского священнослужителя. Получив образование во Владикавказском педагогическом институте, отправился в Ленинград. Работал журналистом, дружил с прогрессивными людьми той поры. Да и сам отличался широтой мировоззрения и свободомыслием.

На его долю выпало немало испытаний. Он пережил фашистскую блокаду. Вместе с женой подвергся сталинским репрессиям: Евгению Борисовну приговорили к семи годам лагерей, его самого - сначала к десяти, затем, пересмотрев дело, к 25-ти. Отсидев половину срока, был освобожден. Тогда-то супруги Польские и поселились в Пятигорске.

Нелегко пришлось семье: на работу не брали, печататься не разрешали. Но Леонид Польский упорно писал статьи на исторические темы для газет и журналов, публикуя их под псевдонимом или под фамилией супруги.

Всегда с благодарностью вспоминал он священника одного из кавминводских приходов, помогавшего ему заработать на жизнь (позже этот священник стал митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном). Не разрешали пользоваться архивами музеев, и ему пришлось стать на время библиографом: до глубокой ночи просиживал в Центральной городской библиотеке, составляя картотеку персоналий, различные библиографические указатели для читателей.

Небольшая квартирка в центральной части города всегда была полна народа.

- Здесь собирались, чтобы послушать зарубежные радиостанции, обсудить самиздатовские книги Александра Солженицына. Евгения Борисовна знала наизусть много стихов опального Николая Гумилева, мастерски их читала, - вспоминала на вечере председатель Пятигорского краеведческого общества Р. Белаш.

Леонид Николаевич был страстно увлечен коллекционированием старинных открыток с изображением Кавказских Минеральных Вод. Сегодня его коллекция, состоящая из десяти тысяч экземпляров, выставляется в музеях, используется историками и краеведами как справочный материал. А когда Леонид Гайдай снимал в Пятигорске фильм «Двенадцать стульев», старинная открытка с изображением озера Провал из собрания Л. Польского помогла режиссеру с большой достоверностью воспроизвести все детали того времени.

- Леонид Николаевич помогал не только формировать музейные фонды Пятигорска. Большую помощь в сборе материала оказал он Кисловодскому музею театральной и музыкальной культуры в стадии его становления, - отметил друг юбиляра искусствовед Б. Розенфельд.

А какой колоссальный труд был проделан им при подготовке книг о выдающихся людях, побывавших на Кавминводах: «Дорогие адреса», «Ессентукские встречи», «И звезда с звездою говорит»! Чтобы составить именной указатель к одной из книг, ему пришлось написать 600 писем. Тем не менее его фамилии среди авторов не оказалось: воспротивилась цензура. Потому-то эти произведения известны читателям под именами его соавторов – жены Евгении Польской и искусствоведа Бориса Розенфельда.

Когда у Л. Польского появилась наконец возможность работать с архивами, он с новой страстью принялся за работу – ему хотелось создать полную историю Пятигорска. Успел написать «Летопись Пятигорска», позже изданную Пятигорским краеведческим обществом, и историю старинных улиц города, которая до сих пор ждет своего издателя.

Впрочем, справедливость в отношении краеведа Польского понемногу восстанавливается. Переизданы книги «И звезда с звездою говорит» и «Ессентукские встречи». Теперь коллектив авторов пополнился и его фамилией. Кроме того, «Ессентукские встречи» обрели название «Встречи с источником» - именно таким оно задумывалось изначально.

Несомненно одно: Леонид Николаевич сегодня тоже стал одной из тех самых ярких звездочек, которые озарили светом Кавказские Минеральные Воды.

Татьяна БЕРЕЗКИНА