00:00, 26 октября 2007 года

«НЗ» на донышке души

Сегодня гости нашей рубрики – председатели краевых отделений двух Союзов писателей. Их вниманию была предложена анкета, на которую при желании смогут ответить и наши читатели.

1. Согласны ли вы с мнением, что разрушение литературы и государства в России связаны напрямую?

2. Как вы оцениваете парадоксальную мысль известного русского писателя Василия Розанова о том, что «пусть лучше наша литература будет плохонькой и ютится на задворках, только бы страна была сытая и счастливая»?

3. Что бы вы сказали о настоящем, прошлом и будущем ставропольской литературы?

Татьяна ТРЕТЬЯКОВА-СУХАНОВА, поэт, заслуженный врач РФ, художник, председатель ставропольского краевого отделения Союза российских писателей. Лауреат премии губернатора края (2000 г.), Дипломант Всероссийского конкурса «Хрустальная роза Виктора Розова» (2005 г.). Автор поэтических сборников «Анима», «Янтарный мед времени», «Радиус» и других.

1. Если оценивать жизнь общества не бытовой, а исторической и государственной меркой, то, конечно же, связь очевидна. Тем более что в российском менталитете государство воспринимается не как класс чиновников, а как часть общества и даже как само общество. Когда говорят, что государство в опасности, мы воспринимаем это как сигнал всеобщей тревоги. Потому-то в нашей стране даже незначительное изменение деталей способно привести к грандиозным последствиям. Что же говорить о событиях, произошедших в 90-е годы? По сути дела нас попытались вернуть в Россию, которую мы не только потеряли, но в которой даже не жили… Отлученными от прежней реальности оказались сразу все, и даже само государство. Восстановление необходимых жизненных начал происходит, и потому русская литература, думаю, еще возьмет свое. По крайней мере, на протяжении столетий России удавалось совмещать экономическое развитие и основы веры и культуры. Ни радикальные реформы Петра, ни атеистическая революция большевиков не смогли уничтожить ядро русской культуры. На донышке народной души всегда оставался «неприкосновенный запас», который и позволял восстановить утерянное и разрушенное.

2. Розанов, конечно, человек гениальный, но надеюсь, что он изначально не прав. Нет такой закономерности, по которой хорошая литература противостоит народному счастью. И вообще сытость сытости рознь. Можно быть сытым и довольным и одновременно успешно деградировать. А можно и наоборот. На благополучном Западе давно нет хорошей, эпического размаха, литературы. Сегодня известные западные писатели поглощены комплексами, извращениями и, если называть вещи своими именами, они приучают современное общество к пороку и создают его – порока – положительный образ. Стоит ли долго говорить о том, к чему это приведет? У нашей нации задача не только другая, она неизмеримо сложнее. Большая литература в России никогда не стремилась к собственному благу. Но она лишена моральной и материальной государственной поддержки. Таким образом гасится огромный, до сих пор еще не израсходованный потенциал народа. Чем выше качество пишущих, чем серьезнее, правдивей, культурней их диалог с обществом, тем здоровее общество и крепче государство.

3. Когда у людей тревожное будущее, появляется счастливое прошлое. Сегодня, словно сказочные герои, мы стоим на развилке трех дорог: налево, направо и прямо… Однако с политических позиций оценивать будущее литературы нельзя, в искусстве велика роль чуда. Крупный национальный писатель, как правило, появляется не там, где его ждут. Что такое было Сростки? А теперь все знают – родина Шукшина. Или – Чуда. Еще пример. Когда Петр I приютил какого-то негритенка, кто бы думал, что через несколько поколений это обернется появлением общенационального гения. Не менее загадочно и прошлое ставропольской литературы. Оно как будто устоялось, осуществилось, но ведь мы видим ее глазами тех, кто оценивал эту литературу и 70, и 50 лет назад. Однако, все ли имена известны, все ли оценки верны, точны, непредвзяты? Вопрос открытый. Что же касается настоящего… Как-то увидела по телевизору Евтушенко, с большим энтузиазмом он критиковал перестроечные грехи, а я вспомнила, как он сам стоял у истоков разделения единого писательского союза. И раздел (или развал?) произошел. а так ли он был необходим? Однако сегодня ясно: мы не противостоим друг другу, и 70-летие ставропольской литературы – наш общий праздник. Главной же задачей нашего Союза мы считаем работу с литературной молодежью. Поэтические конкурсы, творческие семинары, выпуск сборника молодежной поэзии – это наша реальная работа.

 

Александр КУПРИН, председатель Ставропольского краевого отделения Союза писателей России, секретарь правления Союза писателей России. Автор поэтических сборников «Сад любви моей», «Тепло святой земли», «У жизни на весах», «Житейское море», «Девочка Гиляна».

1. Связь между государством и литературой была в СССР очевидной, и если бы устояло государство, устояла бы и литература. Но в том-то и дело, что вначале били перестроечным огнем по литературе, традициям истории и культуре. По идеологии. И государство рухнуло. Настолько легко, что это было похоже на розыгрыш, никто и не поверил. Некоторые до сих пор гордятся тем, что у нас нет идеологии. То есть тем, что «мало» государства и содержания его жизни: мировоззрения, ценностей, культуры. А чем тут гордиться? Слабая недееспособная литература означает, что у нас все еще слабое неустоявшееся государство. Однако есть надежда. Вспомним собственную историю. В свое время петровская Россия отчаянно сопротивлялась «антихристовым» реформам: люди сжигали себя целыми поселениями. Палеостровский скит, 3000 человек, сжег себя полностью – старики, молодые, дети. Таких историй были сотни: страшный ответ православной России на смертельный выбор между прогрессом и верой. Сегодня же повсюду строятся храмы, в которые приходит и новое поколение, выросшее вроде бы под девизом: «Жить надо для себя». Но они идут. Возможно, внутренний голос подсказывает нашему современнику – корни совести лежат в религии и нигде больше. А без совести и дети не рождаются, и птичка гнезда не вьет…

2. С Розановым я не согласен. Может быть, он имел в виду тот факт, что жизнь народа всегда была в России трудной, и это служило материалом русской литературе. Но вот вам наше время. Сегодня плохо литературе традиционного направления, она и в самом деле «на задворках», но разве от этого народу стало лучше?!

3. Из жизни ушли многие известные ставропольские писатели, но не ушла литература. Главное ее достоинство в том, что она не скатилась вниз, на потребу дурному вкусу. Традиции реалистической прозы продолжаются. Яркие вещи пишет Владимир Бутенко, это прекрасная литература, хороший сочный язык. На высоком художественном уровне романы Василия Звягинцева. Можно называть много и других имен, но всех так или иначе объединяет общее понимание: то, что начато Э. Капиевым, И. Егоровым, С. Бабаевским, А. Губиным, не отвергнуто и в сути своей продолжается. Именно это и связывает прошлое и настоящее ставропольской литературы. Ну а ее будущее заключено в молодежи, с которой наше отделение Союза писателей России работает в литературных объединениях. Официально по краю зарегистрировано 63 литобъединения и около 1700 молодых литераторов. Но если иметь в виду и неофициальные группы молодежи, увлекающейся литературным творчеством, можно говорить о цифре в 3000 человек. Ими-то и занимаются писатели.

Из 50 членов нашего ставропольского отделения 20 проживают в районах Ставрополья. Из всех прочих сложностей, сопровождающих творческую жизнь организации, остановлюсь на финансовых трудностях.

В преддверии писательского юбилея мы решили сделать подарок школьникам – выпустить антологию ставропольской литературы, в которую вошли произведения 45 авторов. Региональная литература теперь изучается в школах, по ней сдаются экзамены, и тираж в 1000 экземпляров позволял обеспечить 800 школьных библиотек края хорошей книгой-учебником. Как председатель нашего отделения, я написал письмо на имя губернатора края с просьбой оказать материальное содействие в выпуске этой книги. Очень быстро из министерства культуры сообщили о положительном решении вопроса – рукой губернатора была наложена соответствующая виза. Более того,в министерстве по массовым коммуникациям меня убедили заказать не 1000, а 3000 экземпляров. Однако радужным надеждам не суждено сбыться. Переговоры шли до выборов в краевую Государственную Думу, а когда выборная кампания закончилась, все словно бы «рассосалось» или забылось, как неуместный сон.

Странным образом история повторилась тогда же и с уже бывшим вице-спикером Государственной Думы РФ В. Катренко, к которому я обратился с аналогичной просьбой. Во время предвыборной кампании при большом стечении народа в Пятигорском краевом театре оперетты он сказал, что хорошо относится к ставропольским писателям и помощь от «Единой России» обязательно последует, но только после выборов, чтобы это не сочли «подкупом» избирателей. Выборы прошли, и «хорошее отношение» как-то нечаянно испарилось, зато осталось глубокое недоумение писателей. Тем не менее уверен, что в нашем крае найдутся люди, которые действительно помогут издать антологию ставропольской литературы. За 70 лет ее истории это первая попытка такого рода. Поиском меценатов мы теперь и заняты.