Экстремизм, как газ: либо есть, либо нет
К проблеме угрозы возникновения «националистического непонимания» теперь обратились не случайно. Впереди «большая» выборная кампания, а в крае, по оперативным данным правоохранителей, нарастает присутствие иностранных государств, которые проявляют повышенное внимание к национальным делам, и особенно к потенциальным очагам напряженности на этнической почве. Как рассказал заместитель начальника отдела УФСБ по СК в Невинномысске Игорь Зуб, сотрудники зарубежных спецслужб часто действуют под крышей всевозможных общественных организаций. И сегодня, например, его ведомству известно о деятельности, по меньшей мере, одной из них в Невинномысске.
Этносы то и дело пытаются сталкивать друг с другом: то там, то здесь выплывают листовки провокационного содержания. По словам заместителя председателя краевого комитета по делам национальностей и казачества Валерия Новикова, в крае с этой проблемой впервые всерьез столкнулись во время массовых акций протеста, вызванных убийством атамана Андрея Ханина в Новоалександровском районе. Как выяснилось, на сайте одного из националистических движений, которое упорно называло события в нашем крае второй Кондопогой, было полно разжигающих рознь «готовых» листовок. Оставалось лишь их печатать и распространять.
Интернет все чаще выступает средством организации националистических акций. В. Новиков привел в пример один из таких случаев, который так и не стал достоянием гласности, поскольку был предотвращен правоохранительными органами. На Комсомоль-ском пруду в Ставрополе собрались около сотни молодчиков, которые планировали через лес выйти в центр города и пройти с погромами по проспекту Карла Маркса. Впоследствии стало известно, что действия молодых людей координировались из Москвы посредством всемирной паутины.
Вместе с тем никто не отрицает возникновения случаев национализма на бытовой почве. По словам сотрудника управления по борьбе с оргпреступностью милицейского главка края Дмитрия Лемешко, с начала года на Ставрополье зафиксировано восемь столкновений, в которых фигурировал национальный фактор. Только за сентябрь-октябрь удалось предотвратить три массовые драки. Причем их участники так и не смогли внятно объяснить причины конфликтов. Но, по всей видимости, в большинстве случаев они возникают все же на бытовой почве. И национальность в данной ситуации – второстепенна, поскольку выступает скорее как «мобилизующий фактор». Если раньше молодежь дралась, к примеру, «улица на улицу», то теперь часто верх берет этническая принадлежность конфликтующих сторон.
Кочубеевский район не случайно стал, по сути, «пилотной» территорией для проведения подобного семинара. Межэтническую ситуацию здесь можно назвать благополучной. Хотя определенные предпосылки для конфликтов на национальной почве, на первый взгляд, могли бы быть. На территории района проживают более 70 этносов, из которых примерно 87 процентов – русские. Следом по численности идут украинцы, армяне, цыгане, чеченцы, греки и другие.
На самых разных уровнях не раз отмечалось, что залогом дружбы и мира в многонациональном крае выступает в первую очередь социально-экономическая стабильность. И ситуация в Кочубеевском районе это лишний раз подтверждает. По темпам развития он – один из ведущих на Ставрополье. В этом году здесь собрали на 40 процентов зерна больше, чем в прошлом. Район стабильно закрепил за собой лидерство по производству молока и мяса. Снизилось количество убыточных хозяйств. Выравнивается демографическая ситуация.
Да, среди молодежи случаются столкновения – не без этого, признает глава администрации Кочубеевского района Геннадий Скарга. Но крайне редко. Причем носят они локальный характер и возникают, как правило, на бытовом уровне: из-за непонимания друг друга и незнания культуры и традиций соседних народов.
Проблема в том, что современные учебные заведения утратили одну из своих важнейших функций – воспитание детей и подростков. Если в крае будет действовать целенаправленная программа по просветительской работе в школах и вузах на межкультурные и этнические темы, это позволит вывести часть образованной молодежи из-под влияния подстрекателей и провокаторов, считает В. Новиков.
Вторая часть семинара – практическая прошла в одном из самых интернациональных населенных пунктов района – ауле Карамурзинском. Интересен он прежде всего тем, что титульная нация здесь не русские, как в Кочубеевском районе или в целом на Ставрополье, а ногайцы. Они составляют больше 50 процентов местного населения. Всего же в ауле живут представители 16 этносов. В местной школе обучаются 78 ребятишек. Но делить их по национальному признаку здесь и в голову никому не приходит. Для нас дети – одно целое, рассказывает директор школы Мурзият Аманакаева. Обучаются они по общеобразовательной программе, но учат и ногайский язык. Причем добровольно, все без исключения: и русские, и дети других национальностей.
В детском саду «Солнышко» - похожая ситуация. Гостей ребятишки встречали стихами на русском и ногайском языках, лезгинкой. Когда все дети принялись танцевать одновременно, даже глава администрации Кочубеевского района Г. Скарга не выдержал и пустился в пляс вместе с детворой.
Национальный вопрос для аула не актуален, и в этом мы убедились за полдня пребывания в населенном пункте. Но есть у его жителей другая куда более острая проблема. Во время инсценировки школьниками ногайской свадьбы, когда мужчины собрались за столом, жених вдруг в сердцах заметил: «Жениться хочу, холодно одному спать, газа нет». В сценарии этого не было. Мальчуган самостоятельно сказал о том, что на самом деле больше всего волнует жителей аула. Газа действительно нет. И местные жители ждут голубого топлива уже больше 20 лет, но вопрос все никак не удается решить.
Впрочем, теперь у них появилась надежда. И. о. первого заместителя председателя правительства края Юрий Белый, также посетивший аул в составе делегации, пообещал, что газ будет. Только вот когда – не уточнил.