00:00, 26 октября 2007 года

Даже если не был в Париже...

Вардан - шестой ребенок этой дружной интеллигентной семьи, где всегда царила любовь к Музыке. Музыка стала профессией для Вардана и четверых его сестер, лишь старшего брата миновала чаша сия. А вот Вардану выпало прославить фамилию. Правда, сначала нужно было еще окончить музыкальную школу, потом Ереванскую и Московскую консерватории и много-много работать, чтобы заслужить звание виртуоза мирового класса. Вардан называет себя воспитанником и последователем традиционной советской, русской школы исполнительства. Так и сказал - совет-ской и русской. Это вызывает уважение: человек не отмахивается (как мы не раз, увы, наблюдали в последние годы) от прошлого, давшего ему замечательную подготовку, от своих учителей - корифеев скрипичного искусства. Это был немалый, может быть, решающий пласт жизни, сформировавший его как личность и как профессионала. Более того, в прошлом - корни многих успехов.

- Во всем мире русская музыкальная школа очень известна и авторитетна, - говорит Вардан. - Мне сейчас приходится много путешествовать, и всюду во время гастролей я это вижу. Везде отмечают особую, мощную, экспрессивную энергетику наших музыкантов. Разумеется, в других странах тоже есть хорошие исполнители, играют они чётко и правильно. Но вот, на мой взгляд, не хватает им такой энергии, какой обладают наши мастера... В русской школе всё идет словно через преодоление. Причем это касается не только скрипки, но любого инструмента.

Как же получилось, что, выйдя из традиционной школы, Маркос пошел в искусстве таким путём, соединив, казалось бы, несоединимое: веками хранимую неизъяснимую прелесть живого голоса скрипки и чисто технические средства - специальный радиомикрофон, укрепленный на деке инструмента и проводящий звук через колонки? (Консервативно настроенные поклонники скрипки воспринимают сие едва ли не как кощунство!) Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось немного углубиться в творческую биографию музыканта.

История эта началась в период его деятельности в Красноярском театре оперы и балета, куда его пригласили. Старт в провинции - испытанный путь для хорошей карьеры, это знают по своему опыту многие добившиеся успеха и признания. Маркосу было любопытно попробовать себя в театральном оркестре, в большом промышленном центре, имеющем, однако, и давние культурные традиции. А параллельно увлекся собственными аранжировками, с которыми начал выступать уже солистом. Здесь надо добавить, что наиболее яркие солисты рано или поздно как бы «выпадают» из общего оркестрового ряда, выраженная индивидуальность обязательно выделяет музыканта. Так случилось и с Варданом Маркосом. Да к тому же он - и это видно невооруженным глазом - очень любит публику, умеет с ней общаться «лично», контакт с залом для него - важнейшее условие успешного выступления. Надо видеть спускающегося во время концерта со сцены прямо в зрительный зал Вардана, его лучезарную и очень добрую улыбку, чтобы понять, насколько этот музыкант расположен к каждому своему слушателю...

Однажды его позвали поучаствовать в культурно-массовом мероприятии, проходившем на летней открытой площадке. В частности, нужно было в ходе некой викторины наиграть короткие классические пьесы, чтобы народ при этом угадывал их авторов и соответственно получал за это призы.

- Играю я Паганини - никто не угадывает. Играю Бетховена - молчание. Моцарта - опять ничего! - рассказывает Вардан. - Постепенно дошел уже до самых, казалось бы, известных. Вплоть до знаменитого полонеза Огинского. Уже ведущая просит исполнить что-нибудь попроще - результат тот же. В конце концов взял и сыграл мелодию песенки «Спокойной ночи, малыши»... Ну тут, конечно, один десятилетний мальчик все же угадал и получил-таки приз! И вот тогда я подумал, что надо как-то людям «возвращать» классику, иначе до чего же мы дойдем! Особенно это важно для молодежи. Она ведь в отличие от старших поколений вообще ничего о классике не знает. Как музыкант я почувствовал свою обязанность помочь.

Он начал готовить специальные аранжировки и составлять программы, основанные на классике, но выполненные в современном ключе. Пригодился и пример Ванессы Мэй, которая к этому времени завоевала немало молодых слушателей. Уже первые его концерты в таком амплуа буквально окрылили: молодежь с удовольствием слушала скрипку! Слушала классику, причем без всякого напряжения. Более того, появились люди и гораздо старше, и им тоже нравилось. Вардан объявил о дополнительных концертах - опять полные залы. Программа пошла. И тогда он понял, что популяризация классики - дело не только благородное, но и востребованное, вот что важно. Ну а дальше уже сама собой возникла мысль расширить аудиторию слушателями разных городов страны, а потом и мира.

Конечно, для музыканта двойная награда - понимать, что не ошибся, угадал «веяние времени»:

- Когда я начинал работу в этом направлении, исходил из того, что молодежь ведь не пойдет так сразу слушать симфонию... А предложите ей исполнение в доступной, понятной форме, поговорите на более близком для неё языке, и она откликнется! Просто молодежь пока еще сама «не знает», что она любит и классику! Надо только помочь ей «вспомнить» это...

Он не только сам предлагал свои аранжировки, но и начал вводить в программу оперных певцов, артистов балета, использовать на сцене технические возможности игры света, позвал на подмогу специалистов сценографии и режиссуры. Получилось и современно, и привлекательно. Красноречивое свидетельство - неизменно заполненные залы на выступлениях Маркоса. Один абсолютно далёкий от классики 14-летний мальчик, выйдя после концерта сказал: знаете, это не мое, но это - клёво! И есть надежда, что в следующий раз он придёт с друзьями и уже не скажет, что «это не моё»... Кстати, на концерте Вардана в Ставрополь-ской филармонии было немало юных лиц.

- Мы все больше видим молодежи, и значит - цель достигнута. Что называется, миссия выполнима! - шутит присоединившаяся к беседе первая помощница, неизменная ведущая и одновременно супруга музыканта Надежда Захарченко, вместе с мужем объехавшая полмира.

Надежда (а для Вардана - Надюшка) по-своему «настраивает» зал на нужную эмоциональную волну, предваряя очередной номер рассказом об авторе и истории создания, о жанре произведения и его настроении. Ее располагающая улыбка и мягкая интонация голоса вызывают у слушателей ощущение себя «в гостях у добрых людей». Когда Надежда заговорила о ночном Париже, ее простые, в общем-то, слова о неповторимом очаровании великого города вовсе не казались банальными.

- Говорят, Париж необыкновенно прекрасен ночью. И еще говорят, если ты был в Париже и спал в Париже ночью, значит, ты там никогда не был!

И - зазвучало «Ночное танго в Париже»... Зал затаил дыхание, покоренный чудесными звуками. И так - в течение всего вечера, о чем бы ни шла речь. Нет, недаром программа Маркоса называется «Парад страстей».

- Каждая мелодия, будь то «Аве, Мария» или «Танец с саблями», «Чардаш» или «Шербур-ские зонтики», выражает определенное человеческое чувство - любовь, одиночество, радость, грусть... Вся гамма ощущений есть в «Параде...», - поясняет Вардан. - Любой человек, от ребенка до старика, живет в мире страстей, если не явно, то в своем сердце.

Нынче музыкант провел гастроли в Германии и Франции. Скоро предстоит дальневосточный тур - от Иркутска до Сахалина. А чувства, переживаемые людьми, одинаковы в разных частях света. Впрочем, российскую публику Вардан все же выделяет особо, считая ее более теплой.

- Конечно, в любом зале найдутся несколько человек, которые «не туда попали», - продолжает размышлять вслух Вардан. - Они шли на классику в традиционном понимании, а попали на эстраду. Но для них существуют другие программы.

Свои программы Вардан Маркос продумывает вместе с Надеждой. Сейчас в их арсенале три композиции - кроме «Парада страстей», есть еще «Время триумфа» и «Наваждение», выстроенные также в ключе популяризации классики. В то же время они очень разные по настроению, подбору произведений, их жанрам. Специально для молодой публики музыкант разработал несколько непродолжительных программ - на 30-40 минут - включающих в себя шедевры, в том числе и лучшие образцы народных мелодий.

- Вы не поверите, когда я первый раз играл «Хава-нагилу» на дискотеке, молодежь так прыгала, так плясала, ничуть не хуже, чем под какой-нибудь суперсо-временный шлягер...

Человек своей эпохи, Маркос живет по ее правилам, не роняя при этом собственного достоинства - профессионального и человеческого. Да, как виртуоза высокого класса его нередко зовут в богатые дома, но музыкант при этом четко очерчивает круг условий. Хотите хорошую музыку, господа? Сыграю Моцарта, Паганини, Бетховена... Никаких «Мурок» и «Владимир-ских централов». Не нравится - приглашайте другого. И - вот волшебная сила большого искусства: те, кто поначалу открещивается от классики, даже они, стоит лишь Вардану взять в руки скрипку, слушают, а потом просят продолжения.

Не секрет, что в мире классика сегодня стала модной. Причем по-хорошему. В Европе театры переполнены её поклонниками. У нас эта тенденция как будто тоже наметилась, хотя и не так ярко. Наверное, поэтому таких программ, как у Маркоса, пока очень мало. Для него это отчасти неплохо - конкурентов нет. Но как истинный музыкант, он сожалеет о той публике, которая, как он говорит, еще «не знает, что любит классику». Многие коллеги признавались Вардану, что подумывают пойти по его стопам, потому что этот путь открывает доступ к молодой аудитории, которую пока что - вот проблема! - калачом не заманишь в филармонический зал. Беда для музыкантов очевидная, для молодежи - с виду незаметная. И ведь что-то же с этой бедой делать нужно. Вардан Маркос уже знает, что.

Как это прекрасно - войти в старинный особняк филармонии, вдохнуть неповторимый запах уютного зала, отдаться всей душой Музыке. С этой музыкой побывать в страстной знойной Испании, на залитой солнцем площади Барселоны, перенестись в певучую Италию, очутиться волшебным образом в ночном Париже... Все это - благодаря Музыканту, в чутких и сильных руках которого своенравная скрипка поёт как ангел. Между прочим, руки музыканта однажды подверглись серьезной травме, это случилось на боевых учениях, проходивших в Германии. Там Вардан служил в советской еще армии и отнюдь не в музыкальной части, а танкистом! Врачи, собиравшие его руку «по частям», уверяли: играть больше не сможет. А он все-таки смог. Правда, остался заметный шрам, привлекший, кстати, внимание милиционеров в аэропорту Внуково, откуда скрипач летел в Ставрополь. Подозрительный шрам вызвал у бдительных охранников о-очень нехорошие мысли! В результате обыска с пристрастием, то бишь - с усердием - поврежденный звукосниматель на инструменте. Пришлось потом ставропольским умельцам заняться лечением Вардановой скрипки. Случилось такое впервые за несколько лет и - только в российском аэропорту.

Признаюсь, на концерт Маркоса в зал филармонии я шла с ощутимым опасением насчет голоса скрипки в электронном варианте. Думалось: разве передаст он трепетное звучание живого инструмента со всеми присущими ему тончайшими интонациями?! Как можно великую музыку пропускать через все эти современные технические премудрости без того, чтобы не рас-терять по пути что-то самое важное? Самое выразительное. Самое драгоценное... Выходила я из зала в совершенно другом настроении.