Хочется не только развлекать
- Валентин Валентинович, в канун открытия сезона, во-первых, и показа первой премьеры - «Женщины без границ», - во-вторых, логично начать разговор именно с этой работы. Если вспомнить, что несколько лет назад театр уже обращался к другой пьесе Юрия Полякова, наверное, не случаен и ваш интерес к этому автору?
- Знаете, дело еще и в том, что российский театр переживает страшный голод на современную отечественную драматургию. Грустно и печально. Чернуха уже всем надоела. Есть масса всяких поделок - опять эти бизнесмены, киллеры и т. п. Сельской тематики вообще нет! Как будто не существует огромный миллионный пласт людей, которые живут и кормят нас. А это - истоки России.
- И ведь были хорошие пьесы...
- Последнее, что я ставил на такую тему - «Семейная кадриль», прошло уже достаточно много лет, вспоминаю с удовольствием и мечтаю о чем-то новом подобном. Но ничего даже близко нет... А Поляков - человек, хорошо знающий современную жизнь, ее проблемы, настроения в нашем обществе. Привлек меня и интересный жанр его пьесы - фантасмагорическая комедия. Она затрагивает многих, потому что главные герои - люди, прожившие определенную часть жизни, которых «вдруг» настигают следы прошлого, которое никак не хочет их отпустить. Как нередко и каждого из нас... Помните, когда авторы-экзистенциалисты давали своим героям заново переиграть жизнь, а в итоге они приходили к тому же самому финалу. И здесь нечто близкое: человек хочет заново сделать свою жизнь, но не повторяя прежних ошибок. А вместе с прошлым приходят и люди, в том числе те, кого уж нет на свете. Как это показать на сцене, не впадая в натурализм? Мне было интересно поразмышлять вместе со зрителем о том, как может человек прожить этот жизненный отрезок, чтобы не было мучительно больно за прошлое. Герои, проходя через своего рода чистилище, достойно выдерживают этот экзамен. Должен сказать, постановка шла непросто, пришлось обходить некоторые «скользкие» темы.
- Неужели пресловутая чернуха? Вроде бы Поляков ею не слишком увлекается...
- Нет, но кое-какие моменты я сделал по-своему, пошел более театральным путем. Так, как это может принять именно наш ставропольский зритель. Кстати, автор хочет приехать на премьеру. Мы ведь всего вторые в России, поставившие эту пьесу, раньше нас только московский театр сатиры. Смею надеяться, что нам удалось придумать более зрелищный, выразительный ход, в чем немалая заслуга хорошего балетмейстера. Словом, материал непростой, но работать было интересно.
- У вас здесь заняты хорошие актеры, насколько я знаю.
- Ансамбль действительно подобрался профессиональный. С заслуженным артистом России Александром Ростовым мы вместе сделали уже много хороших ролей, и здесь он верен себе, работает на подъёме. Его партнерша Ирина Баранникова раскрылась очень ярко, к образу подходила скрупулезно, много и успешно экспериментировала. В спектакле участвуют и наши признанные мастера Людмила Ковалец, заслуженные артисты РФ Михаил Новаков, Светлана Колганова... Я доволен всеми, кто вложил свою лепту в спектакль. В том числе и влившейся совсем недавно молодежью: она занята в пластических образах, через которые мы пытаемся материализовать желания героев...
- Вы вообще любите этот прием и давно и удачно его используете...
- Хотелось немного уйти от быта сюжетной канвы, приподнять ее до некоторого, я бы сказал, эпического уровня. Тогда обыденное выступает уже как вечное и очень важное. А иначе ситуация предстает вроде бы тривиальная - любовная парочка, сбежавшая на Юг... Язык бытового выражения тут не годится.
- А почему вы даже название пьесы «Он, Она, Они» поменяли на «Женщины без границ»?
- Для меня женщина вообще загадочное, непредсказуемое существо вне всяких рамок. И в центре спектакля - судьба женщины, выстрадавшей, защитившей свою любовь.
- Как вам вспоминается сезон минувший, чем он был в вашем творческом пути?
- Редко удается делать то, что хочется. Мне удалось. Я наконец поставил спектакль, о котором давно мечтал, - «Полёт над гнездом кукушки». Поэтому сезон оставил о себе приятный след, чувство удовлетворения. Тем более важное, что с годами начинаешь все острее сознавать: нельзя работать только для себя, нужно больше думать о театре, которому отдано двадцать лет. А театру с каждым годом всё сложнее выживать, нагрузки огромные, а помощи от власти всё меньше...
- При том, что театр остается, по сути, государственным учреждением культуры.
- Вот именно!.. И есть целый ряд регионов, таких, как Новосибирск, Красноярск, где театры имеют весьма солидные дотации из местных бюджетов. Я довольно много езжу по стране, ставлю спектакли в разных театрах и имею представление о положении многих коллег. Актерам очень нужна поддержка, а они сегодня, в общем-то, очень бедны. Поэтому считаю важным найти материал, интересный для актеров, чтобы они получали радость от своего труда. Ну и о зрителе думаешь, конечно, тоже.
- Как по-вашему, чего сейчас хочется ставропольскому зрителю?
- Зритель всегда хочет развлечься...
- Все-таки прежде всего развлечься! Но, наверное, понимая это, нельзя идти у него на поводу?
- Ни в коем случае! Не устаю повторять актерам: нам надо всегда быть чуть-чуть выше, чтобы зритель дотягивался до нас... Даже если зритель не до конца понимает спектакль, но его сердце что-то чувствует, переживает, волнуется, он будет нас смотреть! Это и называется эмоциональным воздействием. Недаром же известный мэтр Марк Захаров очень часто говорит об особой энергетике театра. Энергетике, связующей сцену и зал. А то ведь можно поставить прекрасный, красивый спектакль, который не достигнет даже сидящих в первом ряду...
- К тому же и зритель-то очень разный. Кто-то действительно приходит развлечься, а кто-то - за чем-то большим.
- А театр у нас на всех один, это не Москва. Вот почему надо стремиться, чтобы всем было хотя бы интересно. И при этом не ронять творческую планку.
- Валентин Валентинович, как вы относитесь к режиссёрам, приглашаемым на разовые постановки? Мне кажется, что их стало слишком много в последние годы.
- Меня ведь тоже приглашают ставить в разные театры, и я знаю по опыту, как важен подход самого постановщика к приглашению. Да, нередко едут не за творчеством, а быстренько-быстренько зашибить деньгу. Хотя само по себе приглашение несет много профессионально полезного: это и новые для тебя актеры, и совершенно незнакомый город, то есть публика, где ты - третий важный момент! - представляешь свою «марку», брэнд, если хотите, по которому судят даже и о Ставрополье! Разумеется, и мне бывает нелишне финансово подкрепить свое существование, но на первом месте все же не это.
- Насколько приглашение режиссёров со стороны полезно театру, актерам?
- Очень полезно при соблюдении вышесказанного. Актеры всегда хотят чего-нибудь нового, хотят свежей струи.
- Сейчас очень много спорят по этому поводу. Одни ратуют только за постоянного режиссёра в театре, другие, наоборот, за «гостей».
- Должна быть золотая середина. Мне видится так: два-три разных режиссёра, совсем хорошо, если это уже признанные мастера, периодически приезжают в театр поставить спектакль. Их знает труппа, они отчасти становятся «своими». Такие плодотворные отношения сложились у меня, например, с Краснодарским театром за пять лет регулярного сотрудничества. И даже приятно, что меня туда постоянно приглашают, от других приглашений отказываюсь, зная, что меня ждут.
- Не могу не спросить о творческих планах. Если это не коммерческая тайна...
- Как обычно, в начале сезона в театре обсуждаются возможности постановки нескольких пьес, в том числе «Горе от ума» Грибоедова, работы Галина. Мне хотелось бы выступить с инициативой перед художественным советом театра и предложить к постановке «Поминальную молитву» Горина. Этот автор мне очень дорог.
- Жалко, что в репертуаре нашего театра так недолго задержалась «Чума на оба ваши дома» - замечательный был спектакль для молодого зрителя.
- Мне самому это не очень понятно. Может быть, еще поставлю где-нибудь эту пьесу... А «Поминальная молитва» в нашем многонациональном регионе может сыграть очень важную положительную роль, особенно после тех печальных событий, что мы пережили в этом году. Хотелось бы еще дать новую жизнь спектаклю, который восемнадцать лет прекрасно держался на сцене, - «Сестра моя русалочка». Пришло новое поколение актеров, и эта свежая кровь могла бы оживить сам по себе классный материал.
- Вы предвосхитили мой вопрос по поводу жанра сказки и работы с юным зрителем...
- Думаю, еще не одно поколение детей будет воспринимать инсценировку замечательной сказки Андерсена, которого я обожаю. Ее можно существенно обновить в смысле подходов, выразительных средств, сохранив для детской аудитории. А для молодежи мог бы оказаться весьма интересным также возрожденный спектакль «Собаки», когда-то имевший большой успех. В центре действия там - стая бездомных собак с весьма яркими характерами, а разыгрывается поучительная и вместе очень сценично выразительная ситуация...
Меня часто спрашивают: как же у вас, в казачьем крае, в театре ничего не ставится на эту тему? Признаюсь, давно вынашиваю мысль об инсценировке романа моего любимого Шукшина «Я пришел дать вам волю». Можно сделать мощное, масштабное действо... Хочется также найти хорошую российскую комедию, где был бы этакий смех сквозь слезы, а не просто «пуповой» хохот...
- Коли современные драматурги пока не радуют, на выручку приходит проверенная временем классика.
- Но и она хороша тогда, когда у постановщика есть четкая концепция. А ставить ее просто как «хрестоматию», так уж лучше прочитать оригинал! Классика - это всегда и интересно, и опасно, как по лезвию ножа. И для всего театра, и для актера.
- Ваша оценка сегодняшней труппы, ее возможностей и перспектив.
- Мне есть с чем сравнивать. В Ставрополе труппа вполне дееспособная, режиссёру есть из кого выбирать исполнителей. Жаль, что актеры сейчас в отличие от режиссёров вынуждены вариться в собственном соку, никуда не выезжая. Участие в каком бы то ни было фестивале театру не по силам финансово. Нужна помощь! Кстати, у нас ведь имелся очень хороший опыт - когда мэром Ставрополя был Михаил Кузьмин, он очень внимательно относился к театру, хотя мы и называемся краевым. Он всегда находил возможность помочь, был в зале на каждой премьере, а как это приятно актерам! И мы этим гордились... Сегодня лишь вспоминаем об этом. Но не унываем! Говорю прежде всего о себе, хотя шрамов на сердце и седин в бороде прибавилось, не хочется сдавать позиций! Будем жить!