00:00, 15 сентября 2007 года

«Дальше падать некуда!»

Один - на свалку, Два - в лесополосу

По оценкам министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры края, на которые ссылался, выступая на семинаре, замминистра Александр Шолох, ежегодно на Ставрополье образуется порядка трех миллионов тонн твердых бытовых отходов. Из них лишь треть вывозят на свалки. А куда деваются еще два миллиона тонн? Да вот же они – в лесополосах, скверах, на обочинах дорог! И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год.

Заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по СК Ланетта Терзян отметила, что планово-санитарная очистка производится лишь на трети территории края. Все остальное население Ставрополья оставляет мусор где вздумается. В первую очередь в русла рек и на обочины дорог.

Л. Терзян обратила внимание участников семинара и на такую сторону проблемы, как жидкие отходы. Здесь достаточно голой статистики: край ежедневно потребляет 1200 тысяч кубометров воды, а в канализационную систему и далее на очистные сооружения поступает 600 тысяч кубометров. Следовательно, половина стоков попадает либо в почву, либо напрямую в реки, озера, пруды.

Ко всем этим «прелестям» прибавляются шесть тысяч тонн отходов из медучреждений, большая часть которых не проходит спецобработку, тысячи тонн ядохимикатов в сельхозпредприятиях.

- Изучив ситуацию в области обращения с отходами, мы можем с уверенностью сказать, что это – главная экологическая беда Ставрополья, - отметил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды СК Николай Панасенко.

Ад на земле

Итак, есть два первостепенных вопроса: как отходы собрать и куда их потом деть? Как доложил А. Шолох, чтобы тщательно собирать отходы, необходимо закупить 624 мусоровоза, 2200 контейнеров и построить 3000 площадок для этих контейнеров. Называть сумму, во что это выльется, замминистра не стал. Сказал лишь, что она неподъемна для дотационного Ставрополья. Глава Благодарненского района Николай Сергеев привел конкретный пример: в распоряжении жилкомхоза муниципального района одна ассенизаторская машина, два грузовика и два трактора. Этой техники едва хватает, чтобы убирать в городе. А в многочисленных селах района спецтранспорта для сбора мусора нет вообще.

Однако еще тяжелее ответить на второй вопрос: куда девать отходы? По данным Роспотребнадзора, из 330 официально существующих в крае свалок 27 полностью исчерпали свой ресурс, а 208 не отвечают санитарным требованиям. У представителей другой федеральной структуры –

Ростехнадзора – сведения примерно такие же: только пять полигонов в крае имеют лицензию на утилизацию отходов, остальные три сотни действуют фактически незаконно.

Даже в краевом центре и городах Кавказских Минеральных Вод с утилизацией отходов дела обстоят из рук вон плохо. Полигон «Яр» в Ставрополе переполнен. Большую часть отходов вывозят на несанкционированную свалку в районе аэропорта. По сути, это преступление. Поэтому Роспотребнадзор то закрывает «Яр», то открывает в надежде, что власти города все-таки начнут строить новый полигон.

Не лучше обстоят дела на Кавминводах. Здесь краевое министерство ЖКХ, строительства и архитектуры видит такое решение проблемы: в Георгиевском и Минераловодском районах надо построить новые полигоны, а отходы из городов-курортов, пока не будет создана принципиально новая система утилизации, по-прежнему будет сжигать Пятигорский теплоэнергетический комплекс. А чтобы уменьшить количество ядовитых выбросов в атмосферу, на его территории планируется построить сортировальный комплекс для извлечения пластмасс и полиэтилена. Правда, как оговорился А. Шолох, строительство комплекса обойдется в 90 миллионов рублей.

Впрочем, предложение впредь использовать ПТЭК вице-премьер М. Арсланов воспринял в штыки. Ведь, помимо диоксина, при сжигании бытовых отходов выделяется уйма других вредных газов. Поэтому все мусоросжигательные комплексы, которые в свое время построили в стране, уже закрыты. Остался только один – аккурат между городами-курортами федерального значения. М. Арсланов также поделился с участниками совещания своими впечатлениями от недавнего посещения ПТЭК:

- Это ад на земле.

Не с кого спросить

По закону, ответственность за организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов лежит на руководителях органов местного самоуправления. Однако одними штрафами проблему не решить. Поэтому минприроды предлагает муниципалам организационное содействие и методическую помощь. Вот и этот семинар решили провести именно в Лермонтове, чтобы на примере местных властей показать, как можно без помощи извне решать многие вопросы.

И, действительно, опыт, которым поделился мэр некогда закрытого города атомщиков Дмитрий Чайка, достаточно интересен. Главное, по его мнению, - не-

отвратимость наказания за нарушение санитарных правил. Надо тесно работать с населением, люди должны осознать – за каждую брошенную мимо урны бумажку с них могут спросить. Правда, добиться этого при существующем законодательстве непросто: у муниципалитета практически нет рычагов воздействия на нерях, а у милиции других забот хватает. Наладили в Лермонтове и своеобразный народный контроль за работой коммунальщиков. Все председатели квартальных комитетов получили «карты вывоза мусора», в которых они отмечают, насколько добросовестно водитель мусоровоза опорожнил контейнеры и убрал мусор на площадке. От этого зависит, получит ли он премию по итогам месяца. Высказал мэр и другую довольно простую мысль:

- При сборе мусора надо создать такие условия, чтобы населению было удобно.

В качестве примера Д. Чайка привел проблему утилизации ламп «дневного света». Их принимают только в Невинномысске. Причем недостаточно привезти отработавшую свой срок лампу, надо еще и заплатить за ее уничтожение. Естественно, никто этого не делает: люди просто выбрасывают трубки в мусорные контейнеры. При этом пары ртути одной разбитой лампы отравляют площадь в 250 квадратных метров. Учитывая все это, жилкомхоз города установил металлические ящики для сбора столь специфичного мусора, которые затем за счет муниципалитета везет в Невинномысск. Вот и с макулатурой решили работать так же.

Однако сразу несколько участников семинара заявили: нельзя сравнивать условия в Лермонтове и в сельских районах края. В последних такой опыт вряд ли приживется.

Схема есть – денег нет

Два месяца назад правительство края поддержало план минприроды по созданию комплексной схемы обращения с отходами. Он предполагает, что на первом этапе муниципальный район и городской округ за счет местного бюджета подготовят схемы санитарной очистки населенных пунктов. А затем на основе этих схем будет сформирована краевая целевая программа «Отходы». О ее создании рассказывал руководитель Южного управления Федерального центра по благоустройству и обращению с отходами Ю. Улезько. Он весьма критично отозвался о попытке администрации Ессентуков построить мусоросортировальный комплекс, не дожидаясь, когда будет создана единая схема саночистки на Кавминводах.

Однако вопросы муниципалов озадачили докладчика. Например, сколько будет стоить создание схемы? Или как свести воедино все проекты, если Пятигорск заказал изготовление такой схемы Федеральному центру, а, например, Кисловодск и Лермонтов – другим проектировщикам? Но самым «убийственным» было выступление все того же главы Благодарненского района. Три года назад, затратив немалые деньги, здесь разработали схему утилизации отходов. Но район, как и все остальные сельские муниципалитеты, дотационный. Средства на утилизацию отходов в дотации вообще не предусмотрены, от министерства жилкомхоза за три года тоже не получили ни копейки. Спрашивается, зачем нужна схема, если ее невозможно реализовать? Как муниципалитетам выполнить те обязанности по саночистке территории, которые возложил на них федеральный закон, если их финансирование не предусмотрено?

До Европы - как до Луны

К такому повороту разговора М. Арсланов был готов. Более того, он сам заявил, что поскольку бюджет Ставрополья на 50 процентов дотационный, то рассчитывать на серьезную финансовую подпитку из края не приходится. Единственный путь – привлечь к решению проблемы бизнес-структуры. В доказательство, что это возможно, он попросил выступить представителя московской фирмы «Экосистема» Павла Зеленцова. Столичный гость сразу ошарашил собравшихся жуткими цифрами. По его подсчетам, Ставрополью на создание нормальной материально-технической базы для сбора и утилизации отходов необходимо затратить порядка семи миллиардов рублей.

М. Арсланов попытался на оптимистичной ноте завершить семинар. Обещал создать совместное с «Экосистемой» предприятие, в котором правительство СК будет иметь право решающего голоса. А на местах администрации муниципалитетов смогут контролировать деятельность его филиалов. Он заявил, что все подготовительные работы нужно завершить до конца года, и попросил руководителей городских округов и муниципальных районов поддержать правительство.