00:00, 8 сентября 2007 года

Этнический фактор как модный товар

Как подчеркнул в своем докладе председатель комитета по делам национальностей и казачества ПСК Василий Шнюков, не случайно в Концепции государственной национальной политики РФ выделено достижение прочного межнационального мира и стабильности на Северном Кавказе. Ставрополью, географическому центру региона, судьбой отведена здесь особая роль. В чем успели прекрасно разобраться, скажем так, «недоброжелатели» России, направляющие - и это уже ни для кого не секрет - на Ставрополье своих эмиссаров, выделяя на подрывные акции значительные финансовые средства. Специалисты отметили для себя такой с виду безобидный факт: побывавший не так давно в крае второй секретарь посольства США пожелал встретиться прежде всего с лидерами этнических общин и казачьих отделов. Дипломата живо интересовал, например, порядок избрания руководителей этих организаций. Часто навещают - по гостевым визам - Ставрополье представители турецких религиозных организаций. И надо же такому случиться: пять лет назад после очередного такого визита в Туркменском районе в Рождественскую ночь произошла массовая драка между туркменами и русскими: один человек был убит, несколько ранены...

Подобные инциденты, конечно же, болезненно влияют на общественное сознание, сея недоверие прежде всего к власти. Это отмечалось и два года назад после убийства директора школы и его жены, а также милиционера в селе Каясула Нефтекумского района, и нынешним весьма тревожным началом лета в городе Ставрополе. Этнический фактор в современном российском обществе превращается, по сути дела, в ходовой товар. И, в чем нельзя не согласиться с В. Шнюковым, опасный товар, обладающий мощным мобилизующим ресурсом, пользующимся спросом и в экономике, и в политике, и в криминальном мире. В последнее десятилетие можно было не раз наблюдать «взаимовыгодное» блокирование кандидатов в депутаты различных уровней с лидерами этносов, религиозных обществ, да и те нередко предлагают партиям свои услуги в обмен на кресла в органах власти. Но ведь выборы заканчиваются, а людям приходится жить дальше, с неприятным «послевкусием» очередных баталий, способных на годы вперед отравить и без того непростые на Кавказе межэтнические отношения.

По данным российской переписи 2002 года, на территории края проживают 118 национальностей. Русское население по-прежнему преобладает - 82%, вторые по численности - армяне - 5,5%, на третьем украинцы - 2%, даргинцы - 1,5%, греки -1%... Изменения в национальном составе в постсоветский период обусловлены значительной миграцией из северокавказских и закавказских республик. Нерадостный итог чеченских событий - через территорию края прошли около 700 тыс. мигрантов (а это - 5% всего миграционного процесса в России), 200 тысяч из них осели в крае. А вот статус вынужденных переселенцев получили 80,5 тыс. человек, только половине выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество, при этом «скромная» сумма компенсации не позволила решить ни жилищные, ни имущественные проблемы. Почти 37 тысяч вынужденных переселенцев-славян, покинувших ЧР, вовсе не получили компенсационных выплат. Все это не могло не осложнить социальную обстановку, обострить межэтнические отношения. Встраивание мигрантов в уже сложившийся в крае социум идет крайне медленно, многие из них до сих пор не смогли создать нормальных условий существования и вольно-невольно являются горючим социальным материалом.

В крае уже насчитывается около 1027 общественных политических объединений и 499 организаций, 60 национально-культурных объединений различных правовых форм, в том числе 12 национально-культурных автономий, прошедших государственную регистрацию. По различным экспертным оценкам, без регистрации действуют около 100 общественных объединений по этническому признаку, до 30 официальных и свыше десяти неофициальных молодежных группировок, в том числе настроенных в националистическом духе. В период весенней предвыборной кампании любые события общественной жизни использовались в борьбе за электорат. Особенно эта деструктивная активность проявилась в известных событиях в Новоалександровске и Ставрополе.

Этнополитологи обращают внимание на то, что антироссийские силы посредством СМИ в последнее время интенсивно обкатывают в регионах сценарии дестабилизации обстановки, нагнетания и провоцирования конфликтов. Причем разработчики таких сценариев имеют точную информацию по проблемам края. В этой ситуации, подчеркнул В. Шнюков, на первый план выходит проблема славян, что и будет учтено в проекте краевого закона об основах национальной политики.

Реальной общественной силой сегодня стали религиозные организации, поле деятельности и возможности которых за последнее двадцатилетие значительно изменились и расширились. Они способны влиять на поведение сотен тысяч людей. Четкие гражданские позиции занимает православная церковь, число приходов которой на Ставрополье выросло за этот период со 195 до 385. Сложнее со второй традиционной конфессией. Не имея своего духовного управления, мусульманские общины края не смогли организовать эффективного противодействия ваххабизму, получающему подпитку из-за рубежа. Да и сейчас деятельность мусульман Ставрополья трудно назвать встроенной в жизнь края.

О том, что социально-политическая обстановка продолжает оставаться напряженной, говорили представители силовых структур. Так, заместитель начальника Управления ФСБ по Ставропольскому краю Юрий Скворцов, говоря о повышенной протестной активности населения, прежде всего молодежи, наиболее проблемной назвал ситуацию в сфере межнациональных отношений. Ставрополье после распада СССР обрело статус важного стратегического района, выступающего в роли буфера по сдерживанию внешних сил, рассматривающих Северный Кавказ как объект геополитических устремлений. Их излюбленный инструмент - нагнетание этноконфликтной ситуации.

Уже ни для кого не секрет, что на наших глазах выросло новое поколение, воспитанное на националистических лозунгах и порой используемое преступными группировками. Например, в вузах Ставрополя отмечается образование устойчивых национальных землячеств, нередко конфликтующих и друг с другом, и со студентами-славянами.

По данным социологических опросов, все большее число жителей сталкивается с национализмом на бытовом уровне, активизировалась деструктивная деятельность отдельных молодежных объединений и славянского, и мусульманского толков. Не способствует нормализации обстановки деятельность организаций, называющих себя правозащитными. Возрастают масштабы присутствия в регионе зарубежных неправительственных организаций, в том числе используемых иностранными спецслужбами, проявляющих устойчивый интерес к межнациональным отношениям в зоне компактного проживания различных этносов.

Сейчас на разных уровнях активно обсуждается вопрос о создании в крае национально-культурной автономии ногайского народа. С точки зрения действующего закона, это нормально. И все же сотрудники ФСБ предостерегают от поспешности решений. В случае создания автономии ее лидеры получат реальный рычаг воздействия на органы власти, возможности прямого выхода на зарубежные контакты, в данном случае это Турция, где проживает крупная ногайская диаспора. В КЧР и Дагестане ногайские автономии уже созданы, их опыт и тенденции не слишком радуют: налицо движение от национально-культурной автономии в сторону территориальной. Ох как нежелательно это для Северного Кавказа! Наши соседи в КЧР подтвердят. Остается лишь предполагать, какая непростая обстановка может там сложиться уже нынешней осенью и как она отразится на Ставрополье. Но и закрывать глаза на проблему нельзя. Игнорирование со стороны властных структур решения ногайского вопроса в 90-х годах прошлого века привело лишь к росту антироссийских настроений. Создание же так называемой ногайской автономии на территории тогдашней Ичкерии обернулось появлением печальной памяти ногайского батальона, собравшего молодежь из восточных районов Ставрополья. В специальном лагере в Шалинском районе из этих ребят сделали самых настоящих бандитов, которые еще и сегодня заходят в Восточную зону края, получая материальную поддержку от некоторых представителей местного населения. Пока что, полагают силовики, создание автономии чревато не провозглашаемым решением проблем культурного развития ногайцев, а реализацией не самых благородных амбиций ногайской элиты... Необходимо учитывать возможные негативные последствия этого шага в нашем многонациональном крае.

С конца 2006 года обстановка в крае во многом определяется подготовкой и проведением предвыборных кампаний. Участились акции протеста, осуждающие действия как муниципальной, так и краевой власти. К сожалению, констатируют спецслужбы, не всегда эти протесты имеют конструктивный характер. Так, после убийства атамана Ханина уже на следующее утро в Новоалександровске появились выпущенные явно заблаговременно листовки, и тут же прикатили некоторые депутаты с целью приобрести политические дивиденды. А в тревожные дни мая-июня к нам весьма оперативно прибыли люди, засветившиеся в Кондопоге...

О «расползании экстремистских настроений, особенно в молодежной среде», о системном характере этнических конфликтов говорили на совещании старший помощник прокурора края Сергей Шавкута, начальник управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД по СК Виктор Барнаш. Причем если в предыдущие годы уголовные дела возбуждались в основном против членов бандформирований, то сегодня - все больше по фактам хулиганских действий отдельных граждан и публичных призывов к экстремистской деятельности. Не самый благоприятный фон для новой предвыборной кампании. И тут готовы взять на себя решение острых вопросов национальные диаспоры, сумевшие доказать свои позитивные возможности в ходе нынешних печально-скандальных событий.

Замечательные слова ставропольского поэта напомнил собравшимся председатель Ставропольского городского культурного центра «Абаза» Владимир Курчев: «Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ». Но, добавил он, и Кавказ глядит на Россию, и очень внимательно. И от того, как сложится жизнь такого многонационального «котла», каким является Ставрополье, в огромной степени зависит будущее Кавказа. Более четырех веков назад народы Кавказа сделали выбор в пользу России, в знак верности отдав в жены русскому царю Ивану Грозному кабардинскую княжну Марию Темрюковну. С той поры они не раз могли убедиться в верности своего выбора.