Идеальная актриса Орлова
Но старые подшивки газет поведали нам и о другой встрече на ставропольской земле.
«С 13 июня ежедневно на экранах пятигорских звуковых кинотеатров зимнего и летнего «Севкавкино» демонстрируется (идущий с огромным успехом в настоящее время на лучших экранах столичных городов) блестящий звуковой фильм «Цирк». Производство киностудии «Мосфильм» выпуска 1936 года. Музыка композитора И. Дунаевского. В главных ролях: заслуженная артистка республики Л. Орлова и С. Столяров», - информировала 12 июня 1936 года газета «Северо-Кавказский большевик», выходившая в Пятигорске, который в то время был центром Северо-Кавказского края.
Исполнительница роли Марион Диксон уже была широко известна зрителям. Популярность пришла после выхода фильма Григория Александрова «Веселые ребята». Эта кинокомедия имела огромный успех. На «Веселых ребят» (или «джаз–комедию», как об этом объявлялось в титрах) достать билеты можно было с великим трудом. Она демонстрировалась не недели, а месяцы – с неизменным успехом. Поражали не-обычный сюжет фильма, его свежесть, легкость, подлинная веселость от первого до последнего кадра, задор и смелость постановщиков. Увлекала мелодичность музыки И. Дунаевского, органически связанной с действием, ее необычайная песенность. Казалось, что поют не только актеры, но и сама природа, садовая решетка, шаткий мостик, горшки на плетне. После нескольких сеансов на долгие годы стали всеобщим достоянием слова песен, звучащих в фильме. Такие, например:
Нам песня жить и любить помогает, Она, как друг, и зовет, и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет,
Зрителей пленяли красота, неотразимое обаяние, вокальный талант и пластичность молодой актрисы Любови Орловой, игравшей главную роль простой девушки из народа. В сущности, это была ее первая запоминающаяся встреча с миллионной аудиторией. В фильме она и сама словно бы радовалась всему тому, что ее талант излучал в зрительный зал: жизнелюбию, правде чувств, достоверности даже в самых эксцентрических ситуациях…
До этого в жизни актрисы была Московская консерватория, которую она закончила по классу рояля, Музыкальный театр, созданный В. И. Немировичем-Данченко.
На экране Любовь Орлова появилась в немом фильме «Любовь Алены», а затем в роли Грушеньки в звуковом фильме «Петербургская ночь». Героиня же Орловой, столь полюбившаяся зрителю, пришла из «Веселых ребят», а затем из «Цирка», из «Волги-Волги», из «Светлого пути» - из всех этих новаторских для того времени фильмов Григория Александрова, разработавшего и внедрившего в кино новую систему комедийной образности. Зрители были потрясены и заворожены. Казалось, Любови Орловой доступно все: владение словом, его смысловым и эмоциональным звучанием, пение и декламация, танцы и акробатика, лирика и эксцентрика, комедийность и высокий драматизм. Ей поверили. Ее полюбили.
Но вернемся в 1936 год. На Кавказских Минеральных Водах демонстрируется фильм Григория Александрова «Цирк». Вот как о его содержании, анонсируя кинокартину в одном из номеров «Северо-Кавказского большевика», рассказывал кинокритик Б. Лукьянов. Американская цирковая актриса Марион Диксон приезжает в СССР на гастроли. Она, как и многие иностранные артисты, зависит во всем от антрепренера. Диксон приезжает с маленьким сыном. Отец его - негр. Не зная о том, что в Советском Союзе все народы равноправны, Диксон скрывает свой «позор» - рождение «цветного» ребенка. Партнер Марион, бывший немецкий полковник Кнейшиц, грозит открыть ее «позорную» тайну и осуществляет угрозу. Тайна оказывает совершенно обратное действие: мать и сын находят покровительство и живое участие у цирковых артистов. Для Марион Диксон страна Советов становится новой родиной.
В конце июля 1936 года во время демонстрации на экранах фильма «Цирк» на Кавказские Минеральные Воды приехали Григорий Александров и Любовь Орлова. К этому времени их союз был не только творческим, они стали мужем и женой. Отдыхая в Ессентуках, создатели фильма провели несколько встреч со зрителями. Одна из них состоялась 29 июля в летнем кинотеатре Пятигорска. Газета писала на следующий день: «Начинается просмотр фильма Григория Александрова «Цирк». При первом же появлении на экранах героини фильма Марион Диксон, которую играет Любовь Петровна Орлова, зрители устраивают овацию. По окончании картины актриса рассказала о работе над своей ролью...»
А вот еще одна информация из газеты «Северо-Кавказский большевик» за 30 июля, помещенная под рубрикой «На курортах»: «Заслуженная артистка республики Л. П. Орлова, известная всему Союзу по кинокомедиям «Веселые ребята» и «Цирк», 4 августа выступает в ессентукском театре. В программе первого концерта – Мусоргский, Даргомыжский, Глинка, Чайковский. Во втором отделении будут исполнены песни Марион Диксон из фильма «Цирк» и песенка Анюты из «Веселых ребят».
Редакция газеты воспользовалась пребыванием столичных гостей и предложила им выступить на своих страницах. Г. В. Александров в статье «Совет-ская кинокомедия» рассказал об опыте создания фильмов комедийного жанра и прежде всего о работе над кинолентой «Цирк». Основной идеей фильма создатели избрали идею расового равноправия, интернациональной солидарности граждан Советского Союза, идею любви к родине.
Много интересного поведал автор статьи. Лейтмотивом музыкальной комедии должна быть песня, легко запоминающаяся и проникающая в быт. Работая над маршем «Родина», заслуженный деятель искусств И. Дунаевский написал около 30 мелодий, прежде чем остановиться на одной из них.
Действие картины происходит, главным образом, на цирковой арене и за кулисами цирка. В одном из самых больших павильонов киностудии «Мосфильм» для съемок была выстроена огромная декорация цирка – амфитеатр, арена, ложи. Это сооружение поглотило двадцать вагонов леса. Днем и ночью амфитеатр и ложи были полны «публики». Ее составляли куклы. Во время съемок статистов сажали впереди вперемежку с куклами, и у зрителей при просмотре картины создавалось впечатление огромной живой людской массы.
Любовь Орлова в своей публикации в газете рассказала о работе над ролью. Актриса писала: «Здесь, в санатории, я получила письма из Омска, Ташкента, Ростова, Ейска и других городов... Молодые люди пишут о том, что они хотели бы встретиться с девушкой, похожей на лирический образ Марион Диксон. Женщины пишут, что мне удалось показать материнские чувства. Я счастлива тем, что моя работа доходит до сердец зрителей...»
Говоря о предстоящих съемках в фильме «Волга-Волга», Любовь Петровна отмечала, что в новой работе хочет показать: человек самой незаметной профессии, такой, как письмоносица Стрелка, способен на героические поступки.
В годы Великой Отечественной войны в образе Стрелки, полюбившейся миллионам людей, она снималась в «Боевых киносборниках».
После войны были фильмы «Весна», «Встреча на Эльбе», «Мусоргский», «Композитор Глинка» и другие, в которых актрисой сыграны самые разноплановые роли.
Любовь Орлова вошла в историю кино как настоящая звезда советского экрана. Григорий Александров писал: «Как ее встречали всюду, где бы она ни появлялась! Как родную, как желанную дочь и сестру. Народный характер ее героинь, ее простота, ее человеческое обаяние, ее громадная артистическая культура давно и прочно в глазах множества людей создали вполне реальный идеал советской киноактрисы. В этом нет преувеличения. Я это видел, чувствовал. Как режиссер, работая с идеальной актрисой Орловой, с необыкновенно высоким человеком...»