00:00, 20 июля 2007 года

На волнах моей памяти

Эти и сотни других замечательных людей, составивших славу, доблесть, честь и совесть нашего Отечества, вместе с воздухом, природой, молоком матери впитали и воспитали в себе те чувства, имя которым – патриотизм и любовь к Родине. Они посвятили ей свою жизнь – как говорится, до конца и без остатка. Множество таких же людей – по силе духа, по высоте профессионализма, по преданности Отечеству – были и есть и на Ставрополье, в нашем благодатном крае. К ним – не только творцам, но и летописцам того замечательного времени – я бы однозначно отнес журналистов.

Мне повезло, что я был не только свидетелем того времени, но и в какой-то степени участником событий. После познания первых азов журналистики в районной и городской газетах в Невинномысске меня в апреле 1963 года приняли в «Ставропольскую правду», где я проработал три с лишним года заместителем ответственного секретаря.

Это была газета высокого уровня. Я вошел в коллектив настоящих мастеров пера, людей, ценящих жизнь и глубоко знающих свою профессию. И потому, перефразируя Владимира Маяковского, я вправе сегодня сказать: «Когда я итожу то, что прожил, и роюсь в днях, ярчайший где, я вспоминаю одно и то же - «Ставропольскую правду», первый день».

Да, в этой редакции собрались тогда не просто талантливые журналисты, а люди с богатейшими биографиями - блестящий публицист, впоследствии писатель Александр Коротин, мудрый и нешумливый Наум Циркель, знающий экономист Константин Корытов, быстро и легко пишущий (когда требовала газета - целую полосу за два часа) полковник в отставке Леонид Махровский, тяжеловес слова с хутора Мухин, что на Дону, Петр Федоровский, знатоки агрономии, животноводства и вообще села Иван Кравцов и Григорий Мирный, футболист и непревзойденный спортивный комментатор Анатолий Куликов и его коллега капитан первого ранга Леонид Булатов, которого мы уважительно звали «Адмирал», - учителя сегодняшнего спортивного обозревателя «Ставрополки» Валерия Попова, который, проработав в «СП» почти полвека, написал замечательную книгу «Ставропольский футбол в лицах и таблицах», но вот уже столько лет не может ее издать – нет спонсора… (Мне, кстати сказать, это совсем не понятно: книга, по сути, – спортивная энциклопедия Ставрополья, и никто не может или не хочет помочь – даже спортивное министерство).

Никогда не забуду неповторимого юмора художников-ретушеров редакции Валентина Гукова и Евгения Михалева, неутомимого фотокора «всех времен и народов» Сурена Петросяна, всегда предлагавшего на первую полосу только «журнальные», как он говорил, фотоснимки передовиков соревнования. А начинавший в ту пору фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Константин Тарусов, сумевший передать многим коллегам секреты фотожурналистики! И прошедший адские муки ГУЛАГа Дмитрий Евгеньевич Кузнецов, научивший всех нас распознавать малейшие угрозы правам человека!..

Я работал под началом и под опекой таких журналистов, как редактор газеты Павел Дубинин, его заместители Марат Грамов и Георгий Калмыков, легендарный ответственный секретарь газеты и известный фельетонист Александр Маяцкий, на рабочем столе которого всегда стояла бдительная табличка: «Поставишь в номер – совершишь преступление, не поставишь – самоубийство!».

Нынешним журналистам трудно понять смысл этих слов. А обозначали они следующее. В редакции с утра и до поздней ночи работал телетайп, по которому принимались из Москвы, из ТАСС материалы под грифами: срочная, молния, правительственная. И из массы этих сообщений мы должны были выбрать главные, чтобы непременно поставить их в очередной номер газеты.

А Ефросинья Карповна! Она была бессменным вахтером «Ставрополки», создававшая с раннего утра всем журналистам хорошее настроение своим приветливым словом.

Мало кто сейчас помнит, что редакция располагалась в правой части здания нынешней администрации города. Здесь же находились тогда партархив и редакция краевой молодежной газеты. Всем было уютно и просторно. А на втором этаже большие отдельные комнаты занимали краевые отделения двух творческих Союзов - писателей и журналистов. Мы, таким образом, имели возможность общаться с писателями и поэтами Карпом Черным, Владимиром Гнеушевым, Игорем Романовым, Иваном Кашпуровым, Евгением Карповым, Андреем Губиным, Александром Екимцевым. Все это создавало особую творческую атмосферу. И вообще газеты, мне кажется, писали тогда более человечным языком, лишенным рыночного интеллекта. Все делалось от души и для души, несмотря на жесткие партийные установки.

А клуб творческих встреч «Ставрополки»! Через него прошли и народные артисты, и знаменитые писатели, и певцы, поэты, музыканты. Вот только три имени, которые знает весь мир, - Юрий Левитан, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий. В разное время они были нашими гостями и собеседниками.

Вспоминается один трагикомичный случай с молодым тогда фотокором «Ставропольский правды» и «Сталинских ребят» (была и такая газета - для пионеров и школьников) Петросяном. Знаю эту историю со слов самого Сурена Мартиросовича – отца нашего известного радиожурналиста Михаила Петросяна. Направили фотокора в командировку в Элисту (Калмыкия тогда входила в состав Ставропольского, а точнее Орджоникидзевского края). Дело было в 37-м или 38-м злопамятном году. И, как писала «Правда», начались весенние «посадки». Речь шла не о деревьях, а о людях. подпадавших под статью «враг народа». В редакции пионерской газеты уже были арестованы и находились под следствием несколько сотрудников, По плану должен быть арестован и фотокор. А Петросян в это время звонит из Калмыкии и докладывает, что задание выполнено и он выезжает в Ставрополь. Ответственный секретарь говорит ему: «Сурен, тебе необходимо сделать в Калмыкии еще несколько портретов передовиков животноводства и лучшей молодой учительницы». Тот стал сопротивляться: дескать, нет уже пленки, да и деньги на исходе. Но ответственный секретарь стоит на своем: «Это задание редактора, только попробуй его не выполнить!». Петросяну пришлось задержаться еще на три дня. А когда вернулся в Ставрополь, «посадки» уже закончились, план по арестам журналистов чекисты выполнили, и Петросян смог остаться на свободе.

На смену старшему поколению, опаленному войной, в «Ставропольскую правду» пришли молодые кадры, воспитанные достойными учителями: Юрий Христинин, Ирина Пирогова, Иван Зубенко, Тамара Войнова, Валерий Попов, Наум Чанов, Дмитрий Савченко, Лидия Гнеушева, Борис Кучмаев….

Теперь иные времена, фамилии других журналистов видим мы в газете. Они также вызывают у читателей интерес.

А о своем земляке – Юрии Христинине – скажу отдельно. Хорошо написал о нем Алексей Лазарев, который очень точно подметил его главную черту еще со времен работы в «Невинномысском рабочем», когда редактором у нас с ним был настоящий газетчик, закаленный на фронтах Великой Отечественной войны, - Андрей Федорович Полуэктов. Это он научил нас бороться и искать, найти и не сдаваться. И апогеем сложнейших поисков Юрия Николаевича, конечно же, можно считать то, что он после долгих исследований архивов обнаружил на известном всем фотоснимке фронтового журналиста Ивана Шагина нашего земляка – уроженца Георгиевска Михаила Калинкина.

Такое прошлое достойно подражания и продолжения. Мне очень отрадно, что «СП» сохранила лучшие традиции 60-х годов прошлого века и по-прежнему убедительно раскрывает самые актуальные жизненные проблемы и процессы, идущие в обществе.

Символично, что «СП» в отличие от других периодических изданий опирается на широкий внештатный авторский актив. Она постоянно знакомит нас с общественным мнением людей самых разных профессий – от сельских тружеников до писателей, актеров и ученых. У редакции, действительно, есть, я бы сказал, самородки, которые дружат и сотрудничают с ней полвека. В числе этих постоянных авторов - Анатолий Михайлович Чернов-Казинский, непревзойденный знаток краеведения Вениамин Вениаминович Госданкер.

А еще вспоминаются торжества по случаю 50-летия газеты. Проходили они в актовом зале (мест на 600-700) крайкома КПСС и крайисполкома. Здесь были убраны стулья, и буквой «О» расставлены столы, которые ломились от яств и напитков. Были приглашены все сотрудники «Ставропольской правды» и «Молодого ленинца», руководители районов и городов края, крупных предприятий, колхозов и совхозов, члены крайкома партии и депутаты крайсовета и горсовета, Герои Социалистического Труда и Советского Союза, собкоры центральной прессы, редакторы районных и городских газет, ну и, естественно, лучшие рабочие и сельские корреспонденты. И к ним обратился с приветственным тостом руководитель края - первый секретарь крайкома КПСС Леонид Николаевич Ефремов. По всему чувствовалось, как уважали, ценили, да и побаивались в те годы прессу…

Николай МАРЬЕВСКИЙ