Почему грустит Норби
Мы познакомились на погранзаставе «Хнов» Ахтынского пограничного отряда в июне прошлого года. Рядовой Васильченко рассказывал о своих сослуживцах: татарине Ришате Самигуллине, помогавшем молодому солдату освоить нелегкую пограничную службу, и башкире Василе Гальфаурове, с которым познакомился еще в учебном центре на одной из застав. Во время нашей беседы, помню, Юрий сокрушался, что один из его лучших друзей – кумык Алибек Алибеков – вот-вот должен уволиться в запас.
Кроме этих ребят, на заставе «Хнов» служили парни из Удмуртии, Северной Осетии, Бурятии, разных уголков Дагестана. О конфликтах на межнациональной почве и речи не могло быть. Наоборот, дружный коллектив заставы, словно большой муравейник, в еже-дневных заботах. Каждый выполняет свои обязанности и служит общему делу. И как результат такой слаженной гармоничной работы – традиционно высокие показатели.
– Мы стараемся поддерживать крепкую воинскую дисциплину и добиваемся от каждого неукоснительного соблюдения законности и правопорядка, – говорит начальник заставы старший лейтенант Павел Апарин. – Возможно, поэтому у нас в коллективе отношения между сослуживцами окрашены чувством войскового товарищества и взаимовыручки…
До призыва в армию Юрий успел окончить Невинномысский энергетический техникум по специальности «техник-электрик электрооборудования станции и сетей» и поработать слесарем и монтажником в «Гор-электросетях» в Изобильном.
Служба ратная началась для него в июне 2005 года в учебном центре «Белиджи» Дербентского пограничного отряда, где он три с половиной месяца осваивал военную специальность стрелка. 27 сентября, аккурат в день рождения, Васильченко прибыл в самый южный пограничный отряд России – Ахтын-ский, его направили на погранзаставу «Хнов», где ставрополец прослужил более полутора лет.
Юрию повезло. Он попал в одно из самых красивых мест Южного Дагестана. Плюс ко всему, коллектив подразделения подобрался дружный и сплоченный и встретил новичков хорошо. «Старички» помогали и поддерживали их. Хотя было трудно.
– Зимой, например, приходилось воду носить из речки. Машины не ездили, и дорогу пробивали по пояс в снегу, – вспоминает Юрий. – А вообще, долгое время жили в бывшей конюшне, в которую даже электричество не всегда подавали.
Кстати, в прошлом году строители должны были сдать новый благоустроенный комплекс пограничной заставы, который сооружался в соответствии с президентской программой по обустройству южных рубежей России. Но, как назло, ошиблись при заливке фундамента. Пришлось разбирать все и строить заново.
В этом смысле пришедшим на смену Васильченко военнослужащим повезло больше. В новом комплексе заставы в каждом блоке по два кубрика на троих. В них кровати, телевизор, телефон, шкафы, столы, стулья. Кроме того, санузел с горячей и холодной водой.
Незадолго до увольнения рядового Юрия Васильченко в запас мне снова довелось побывать на погранзаставе «Хнов». И на этот раз старший лейтенант Павел Апарин сказал много лестных слов в адрес паренька из Ставропольского края.
– Среди многих хотел бы отметить рядового по призыву Васильченко, – сказал он. – Добросовестный, порядочный человек. Кроме того, был избран председателем совета молодежи воинского коллектива. Юрий постоянно при деле, пользуется авторитетом, особенно у новичков, которые постоянно обращаются к нему за помощью и советом. Жаль, что он будет увольняться. Конечно, желательно, чтобы такие люди оставались и дальше служить по контракту.
Перед увольнением в запас родителям самых лучших военнослужащих командование Ахтынского пограничного отряда отправило благодарственные письма. Попал в этот список и рядовой Васильченко. Его маме Зинаиде Никаноровне, безусловно, было приятно читать лестные отзывы о сыне.
А сам Юрий собирается поступить на заочное отделение в Ставропольский технический университет. В недалеком будущем Васильченко видит себя инженером в РАО ЕЭС.
Хорошую память о себе оставил рядовой Юрий Васильченко на заставе «Хнов». Его не раз вспомнят добрым словом. А еще будет скучать овчарка Норби. Пристально всматривается она в окрестности заставы. Не покажется ли вдруг Юрий?
Фото Раула ГАДЖИЕВА и Николая ГРЕЗЕВА