00:00, 29 июня 2007 года

Право на эстетику салона

В разговоре со мной Александр выразился на этот счет весьма определенно: «В наше время на людей выливается такое количество негатива, что я своим творчеством хочу противостоять этому валу отрицательных эмоций. Я хочу писать исторические картины на тему русских праздников, собираюсь изобразить игру в снежки зимой, весенний праздник «свистопляс». Интересует меня и библейская тематика, очень хочется посетить места, связанные с жизнью Иисуса Христа, сделать зарисовки, этюды. Вообще, я люблю красоту, здоровье, весенние цветы. Вот наступает весна. и весь этот период пишешь и пишешь тюльпаны, сирень, нарциссы, подснежники. Невозможно от них оторваться. Одна из моих любимых тем – лошади и наездники. Специально езжу в Пятигорск на ипподром, чтобы написать лошадей в движении, скачки, соревнования». В мастерской у художника довольно мало картин – его произведения легко раскупаются и имеют большой успех. Иногда работа еще не закончена, а уже продана. Так случилось с огромным трехметровым полотном «Княжеская охота» с изображением русского князя на коне и его конной свиты, приготовившейся загонять зверя.

О своих учителях Александр говорит с большой любовью. Уроженец Ставрополя, он поступил в ДХШ и учился у Л. Должанской. Характеризует ее методы воспитания как крайне деликатные. Уже в школе Александр выделяется одаренностью. Его приняли сразу на второй курс Ставропольского художественного училища, которое он закончил экстерном. Большое влияние на начинающего коллегу оказал Е. Кузнецов – талантливый, оригинальный мастер, чье творчество широко известно в России и за рубежом. В 1991 году А. Горбиков поступил на театральное отделение института им. И. Репина в Санкт-Петербурге (бывшую Академию художеств). На втором курсе перевелся на живописное отделение, учился у исторического живописца Виктора Рейхета.

Диплом посвятил любимой теме ипподрома – «Перед заездом». В 1998 году А. Горбиков получил вторую премию на выставке «Лучшие рисунки Академии художеств».

От академических учителей он взял много: рисунок, цвет, умение создавать многофигурные сложные композиции, писать большие панорамные полотна. Своей манерой он обязан русским импрессионистам – К. Коровину, В. Серову. Видимо, от Серова передалась любовь к изображению лошадей и наездников на свежем, проникнутом светом воздухе. От Коровина – любовь к изображению красавиц в сложных, изысканных позах с красивым антуражем, в праздничном интерьере.

Успехи не замедлили прийти. В 1998-1999 гг. выставлялся дилерами Каплуновыми в Европе. В Китае вышла книга «Рисунки Академии художеств», где опубликованы его работы.

Затем Александр возвратился в родной Ставрополь, стал сотрудничать с частной галереей «Авес» в Железноводске, там его картины успешно продаются. В 2007 году выставлялся в Манеже, до этого в 2003-м – на молодежной выставке в Москве. Получил медаль Государственной Третьяковской галереи. Ездил на Кипр, откуда привез светлые, полные радости приморские пейзажи, наполненные счастьем, покоем. Выставлялся, конечно, и в Ставрополе – в музее изобразительных искусств, выставочном зале Союза художников.

Творчество Александра многопланово, не-ожиданно свежо. Оно несет сильную потенцию, способную, не побоюсь этого слова, вывести искусство Ставрополья и России вообще на новый сильный уровень осознания целей русской культуры. Его композиции на исторические темы сделаны масштабно, с размахом большого художника. От всех этих князей и великолепных всадников веет силой, верой в русскую удаль.

Решение библейской тематики еще только приходит к художнику. В своих картинах «Волхвы», «Святое семейство» он нащупывает подход к теме, и это уже звучит интересно. Здесь нет лобового решения. Например, образы Марии и Иосифа в «Святом семействе» окутаны тайной. он поместил их в пестрой восточной толпе, на рынке. Здесь художник намекает, что праведность, богоизбранность этой семейной пары еще скрыта от окружения. Это интересный подход к библейской тематике, который он намеревается развить. В основе этого подхода сложный многоплановый смысл.

Много уделяет внимания Горбиков и написанию пейзажей. Великолепно пишет зимний ставропольский парк, летние виды городов Кавминвод. Привлекательны его работы в ретростиле – например, аллею ставропольского парка он населяет фигурками горожан в одежде XIX века. Такие эксперименты в живописи возникли под влиянием кинематографа с его костюмными фильмами и героями прошлых эпох.

Другой частью работы Горбикова являются ню – обнаженная натура. Интересно то, что написанные в духе русского импрессионизма начала ХХ века, они сложно перекликаются с образами красавиц на японских гравюрах XVIII века. Та же изысканность позы, поворот головы. Пленительны натюрморты Горбикова – тюльпаны, фрукты, вазы. Выдумка, изобретательность, умение передавать световоздушную среду здесь проявляются наиболее сильно.

В прошлые советские времена нам часто навязывали культ страдания в духовной жизни человека. Но молодежь решает по-своему. ей хочется праздника, любви, по-настоящему красивой жизни, эстетики труда во имя красоты, и думается, что это – ее естественное право. Право на выбор жизненной позиции. В любом случае появление в Ставрополе таких художников с высшей художественной школой благотворно скажется на культуре нашего края и региона.

Софья Барер