Право на эстетику салона

Право на эстетику салона

Право на эстетику салона

Право на эстетику салона

Право на эстетику салона

Право на эстетику салона

Творчество Александра Горбикова, безусловно, сродни творчеству заказных художников, обслуживающих интересы новой российской буржуазии. Но что же здесь плохого? Разве знаменитости прошлого не выполняли заказных работ? Их не стеснялись писать и Леонардо да Винчи, и Ван Дейк, и Рембрандт, а Диего Веласкес был просто придворным художником испанского короля. Лишь в редкие свободные дни художники прошлого писали что-то для себя, своих близких, своего окружения. Что же теперь обзовем их салонными, буржуазными и заклеймим позором? Пора, пора признать, что искусство сервильно. Оно обслуживает образованный – и чаще всего богатый – класс людей. Это факт, от которого нельзя отмахнуться.

В разговоре со мной Александр выразился на этот счет весьма определенно: «В наше время на людей выливается такое количество негатива, что я своим творчеством хочу противостоять этому валу отрицательных эмоций. Я хочу писать исторические картины на тему русских праздников, собираюсь изобразить игру в снежки зимой, весенний праздник «свистопляс». Интересует меня и библейская тематика, очень хочется посетить места, связанные с жизнью Иисуса Христа, сделать зарисовки, этюды. Вообще, я люблю красоту, здоровье, весенние цветы. Вот наступает весна. и весь этот период пишешь и пишешь тюльпаны, сирень, нарциссы, подснежники. Невозможно от них оторваться. Одна из моих любимых тем – лошади и наездники. Специально езжу в Пятигорск на ипподром, чтобы написать лошадей в движении, скачки, соревнования». В мастерской у художника довольно мало картин – его произведения легко раскупаются и имеют большой успех. Иногда работа еще не закончена, а уже продана. Так случилось с огромным трехметровым полотном «Княжеская охота» с изображением русского князя на коне и его конной свиты, приготовившейся загонять зверя.

О своих учителях Александр говорит с большой любовью. Уроженец Ставрополя, он поступил в ДХШ и учился у Л. Должанской. Характеризует ее методы воспитания как крайне деликатные. Уже в школе Александр выделяется одаренностью. Его приняли сразу на второй курс Ставропольского художественного училища, которое он закончил экстерном. Большое влияние на начинающего коллегу оказал Е. Кузнецов – талантливый, оригинальный мастер, чье творчество широко известно в России и за рубежом. В 1991 году А. Горбиков поступил на театральное отделение института им. И. Репина в Санкт-Петербурге (бывшую Академию художеств). На втором курсе перевелся на живописное отделение, учился у исторического живописца Виктора Рейхета.

Диплом посвятил любимой теме ипподрома – «Перед заездом». В 1998 году А. Горбиков получил вторую премию на выставке «Лучшие рисунки Академии художеств».

От академических учителей он взял много: рисунок, цвет, умение создавать многофигурные сложные композиции, писать большие панорамные полотна. Своей манерой он обязан русским импрессионистам – К. Коровину, В. Серову. Видимо, от Серова передалась любовь к изображению лошадей и наездников на свежем, проникнутом светом воздухе. От Коровина – любовь к изображению красавиц в сложных, изысканных позах с красивым антуражем, в праздничном интерьере.

Успехи не замедлили прийти. В 1998-1999 гг. выставлялся дилерами Каплуновыми в Европе. В Китае вышла книга «Рисунки Академии художеств», где опубликованы его работы.

Затем Александр возвратился в родной Ставрополь, стал сотрудничать с частной галереей «Авес» в Железноводске, там его картины успешно продаются. В 2007 году выставлялся в Манеже, до этого в 2003-м – на молодежной выставке в Москве. Получил медаль Государственной Третьяковской галереи. Ездил на Кипр, откуда привез светлые, полные радости приморские пейзажи, наполненные счастьем, покоем. Выставлялся, конечно, и в Ставрополе – в музее изобразительных искусств, выставочном зале Союза художников.

Творчество Александра многопланово, не-ожиданно свежо. Оно несет сильную потенцию, способную, не побоюсь этого слова, вывести искусство Ставрополья и России вообще на новый сильный уровень осознания целей русской культуры. Его композиции на исторические темы сделаны масштабно, с размахом большого художника. От всех этих князей и великолепных всадников веет силой, верой в русскую удаль.

Решение библейской тематики еще только приходит к художнику. В своих картинах «Волхвы», «Святое семейство» он нащупывает подход к теме, и это уже звучит интересно. Здесь нет лобового решения. Например, образы Марии и Иосифа в «Святом семействе» окутаны тайной. он поместил их в пестрой восточной толпе, на рынке. Здесь художник намекает, что праведность, богоизбранность этой семейной пары еще скрыта от окружения. Это интересный подход к библейской тематике, который он намеревается развить. В основе этого подхода сложный многоплановый смысл.

Много уделяет внимания Горбиков и написанию пейзажей. Великолепно пишет зимний ставропольский парк, летние виды городов Кавминвод. Привлекательны его работы в ретростиле – например, аллею ставропольского парка он населяет фигурками горожан в одежде XIX века. Такие эксперименты в живописи возникли под влиянием кинематографа с его костюмными фильмами и героями прошлых эпох.

Другой частью работы Горбикова являются ню – обнаженная натура. Интересно то, что написанные в духе русского импрессионизма начала ХХ века, они сложно перекликаются с образами красавиц на японских гравюрах XVIII века. Та же изысканность позы, поворот головы. Пленительны натюрморты Горбикова – тюльпаны, фрукты, вазы. Выдумка, изобретательность, умение передавать световоздушную среду здесь проявляются наиболее сильно.

В прошлые советские времена нам часто навязывали культ страдания в духовной жизни человека. Но молодежь решает по-своему. ей хочется праздника, любви, по-настоящему красивой жизни, эстетики труда во имя красоты, и думается, что это – ее естественное право. Право на выбор жизненной позиции. В любом случае появление в Ставрополе таких художников с высшей художественной школой благотворно скажется на культуре нашего края и региона.

Софья Барер