Бесценный дар служения
Соответственно лучшими музейщиками 2006-го стали авторские коллективы названных проектов. При всей огромной разнице работ – и по тематике, и по объему, и по уровню исполнения – их несомненно роднит присущая музейным работникам вообще, а данным конкретным, по-моему, в особенности, беспредельная преданность своей профессии, даже не как профессии, а – служению. Эти люди служат великому делу сбережения культурного наследия страны, края, района, села – масштаб здесь не имеет значения. Достаточно вспомнить, что работа их является сегодня одной из самых низкооплачиваемых в России, чтобы понять: они действительно, выражаясь языком военных, «несут службу».
Да не просто служат, а еще и подходят к своему делу творчески! В чем убедило знакомство с представленными на конкурс проектами. Как бы там ни судили эксперты, основываясь на строгих правилах (такая у экспертов доля!), но, если от правил чуть-чуть абстрагироваться, любая из работ вызывает интерес. Вот, например, объемный, даже, пожалуй слишком подробный и детальный проект Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость», кстати, ежегодного участника профессионального состязания. В номинации «Музей в структуре общества» директор музея Сергей Лузгин, его заместитель по науке Игорь Лачинов и ведущий методист Елена Савенко представили работу «Реализация перспективной программы «Кисловодчан достойных имена». Да, название тяжеловато по лексике, как тяжелы в буквальном смысле два увесистых тома. Но за обложкой-то вещи какие! Вот вам патриотическое воспитание средствами музея: какой юный кисловодчанин, побывав в музее, не возгордится именами своих знаменитых земляков – Ребров, Ярошенко, Сафонов, Солженицын и другие – и не проникнется трепетным чувством любви к «малой родине»...
Другой постоянный участник конкурса – Изобильнен-ский музей истории района – нынче представил экспозиционно-выставочный проект «Годы, люди, поколения». И тут с названием у авторов проблемы по части оригинальности. Но и этот коллектив в составе научных сотрудников музея Нинель Хирьяновой, Зинаиды Лазарчевой, Натальи Мешечко своими, в общем-то, скромными средствами стремится решить ту же задачу: пробудив у подрастающего поколения интерес к событиям Великой Отечественной войны, через рассказ о трагедии и героизме народа заронить в юные умы и сердца понимание и осознание себя гражданами Отечества.
Новичок конкурса – Минераловодский краеведческий музей – предпринял любопытную попытку научных изысканий проектом «Древнейшие люди Пятигорья». И хотя материалов в фондах явно мало (да и сам-то музей еще очень молод), и опыта научному сотруднику Галине Романовой еще недостает, однако и в этой работе есть на чем остановить взгляд и поразмышлять. Хотя бы по поводу почтенного возраста «главных действующих лиц» проекта: орудиям труда древних людей, живших на территории района примерно 400 тысяч лет! Конечно, самому небольшому музею вряд ли по силам раскрыть бескрайнюю панораму столь давних исторических периодов, но если он будет и впредь тесно сотрудничать с проводящими в этих местах изыскания археологами, то вполне может через какое-то время, накопив материалов, стать обладателем весьма оригинальных экспозиций.
Человечески теплые чувства вызвала работа Галины Гончаровой, заведующей отделом «Усадьба Смирнова» Ставропольского краеведческого музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве. Проект «Писатель и город» приурочен к 125-летию со дня рождения нашего земляка Ильи Сургучева. Это имя становится все более знакомо и близко ставропольцам, причем в пропаганде наследия писателя музейщики намного опережают издателей, не спешащих вернуть широкому читателю произведения едва ли не единственного ставропольского классика литературы! Помимо благородной задачи, выполняемой проектом, эксперты дружно отмечали его грамотную выстроенность, глубину содержания, четко обозначенную концепцию. Собственно, лишь ограниченное количество призовых мест помешало проекту стать еще одним лауреатом.
Ну и наконец, победители. Бесспорно нынешнее лидерство краевого изомузея. Авторская группа в составе замдиректора Ольги Бендюк, дизайнера Сергея Бобылева и научного сотрудника Людмилы Волошенко представила, по сути, идеальный образец каталогизации коллекций. Да это и неудивительно, ведь коллектив музея имеет уже солидный опыт в этом направлении, вызывающий хорошую, «белую» зависть у коллег по всему краю. Составившие единый комплект каталоги зарубежного искусства и коллекции художников-передвижников в собрании музея являют не просто набор иллюстраций, а полноценный научный труд, всесторонне отражающий и коллекции, и формы работы с ними в музее. Думаю, издание будет востребовано специалистами как ценное методическое пособие. Правда, если бы все наши музеи располагали необходимыми для такой работы финансовыми средствами, то, уверена, мы вскоре могли бы иметь еще не один прекрасный каталог...
Обладающий несравненно более скромными возможностями историко-краеведческий музей села Гофицкого поразил настоящей жемчужиной: в простенькой папке наряду с, в общем-то, незатейливыми беседами музейщиков и местных жителей об истории и милых деревенских «достопримечательностях» встретилась карта села, созданная здешним энтузиастом А. Лежебоковым. Идея проекта замечательная - селянин сам творит и сохраняет историю малой родины. Работу при этом он проделал значительную, приводя, например, не только современные, но и первоначальные, дореволюционные еще названия улиц... Жаль вот, воплощение благородного замысла, даже подкрепленного наличием в реальной жизни благодатного для поисковиков материала, все же не получило ожидаемого эффектного развития. Хотелось бы в обозримом будущем этого дождаться от гофицких музейщиков. Возможно, могли бы им помочь в этом более компетентные коллеги из краевого центра. И тогда бесценный дар наследия действительно засверкал бы всеми чудесными гранями.
Думается, другой дар - дар высокого служения, отличающий музейщиков, обязательно при этом проявится. И увидим мы сверкающий глянцем и яркими красками самой продвинутой полиграфии «Каталог памятных мест села Гофицкого»... Мечты, мечты. А, впрочем, кто знает...