00:00, 2 июня 2007 года

Гуртоправская Одиссея

В апреле 1960 года животноводы Карачаево-Черкесии выгоняют гурты и отары в горы на альпийские луга, где бычкам да овцам предстояло нагуливать вес до начала осени на горных пастбищах.

Беседую с председателем колхоза имени Красных партизан Прикубанского района Дмитрием Николаевичем Онежко. Он меня буквально удивил сообщением:

- Наш старший гуртоправ Добай Узденов вместе со своими товарищами по бригаде Иваном Дюкаревым и Георгием Садовским обещали довести ежесуточный привес каждого бычка до 1200 граммов.

В это трудно было поверить. Ведь отличным считался привес в 500-600 граммов.

- Вы шутите?

- Ничуть. Мы обсудили предложение на парткоме, правлении колхоза и решили поддержать… Да пусть он сам расскажет.

И вот мы в бригаде Д. Узденова. Урочище Блып – его излюбленное место на альпийских лугах. Лежит оно за тучами – на высоте двух тысяч метров. Сюда и орлы не всегда залетают. Только ветер гуляет да солнце заливает все вокруг ослепительным светом, над головой налитое бездонной синевой небо, и стоят вдали, словно стражи, вершины Главного Кавказского хребта, нахлобучив снежно-белые папахи. Здесь-то и вымахивают травы - буйные, густые и до того сочные, что, кажется, тронь рукой – сок так и брызнет.

В тот же день я передал редакционной стенографистке информацию о почине Узденова и его товарищей. Через день она появилась на первой полосе.

…И вот уже осень. Взвесили бычков в гурте Узденова, подсчитали, и оказалось, что каждое животное добавляло ежедневно в весе на альпийских лугах 1328 граммов. Свое обязательство бригада перевыполнила! Я немедленно подготовил репортаж, сославшись на информацию, которая была опубликована весной. Репортаж передал утром, а вечером позвонил мне редактор «Ставрополки» И. Юдин:

- Вы уверены, что цифры все точные?

- Иван Иосифович, я сам присутствовал на взвешивании, при оформлении гуртоправской ведомости и при утверждении ее на совместном заседании парткома и правления.

- Хорошо. У меня такое предложение: пусть Узденов и его товарищи выступят в газете с письмом, в котором обратятся к животноводам Ставропольского края с призывом добиваться высоких привесов.

И. Юдин внешне всегда был суров, редко кому удавалось видеть его улыбку, даже мимолетную, но на самом деле это был добрейшей души человек, знал радости и горести своих подопечных и всегда готов был помочь. А еще милостью божьей был он настоящим газетчиком, по-партийному принципиальным и держал, что называется, руку на пульсе жизни.

Через несколько дней «Ставрополка» опубликовала письмо гуртоправов колхоза имени Красных партизан. Они обращались к товарищам по профессии с призывом начать соревнование за получение высоких привесов на нагуле крупного рогатого скота.

Когда пришло время подводить итоги, оказалось, что каждый бычок в гурте инициаторов дал 1513 граммов ежесуточного привеса. И вскоре «Ставропольская правда» рассказала о том, за счет чего получен такой высокий результат. Дело в том, что еще осенью с помощью зоотехников и ветеринаров начиналось формирование нагульного гурта. Подбирались бычки-кастраты обычно швицкой породы, одинаковые по развитию, живому весу, упитанности. Эта порода лучше приспособлена к горным условиям, легче переносит перегон, быстрее набирает вес. Заблаговременно изучалась трасса перегона, намечались места ночевок, водопоя, пастьбы. В сутки проходили не более 15-18 километров – это давало возможность скоту на остановках и отдохнуть, и хорошо напастись.

Узденов и его товарищи в наборе трав предпочитали горный белый клевер – его охотно поедают животные и быстро набирают в весе. А поскольку трава в горах пресная, то запасаются солью-лизунцом. Ее в измельченном виде расставляют в специальных корытцах на разных участках пастбища. Причем стравливались не все травы сразу. Пастбище разделялось на четыре участка, каждый около 100 га. На каждом бычки содержались не более двух недель, потом их перегоняли на следующий. Когда возвращались на прежний участок, здесь уже поднималась свежая, сочная трава. Строгий был также и распорядок дня: пасти начинали в три часа утра, а как только наступал зной (10-11 часов утра), бычков загоняли в тень. Жара спадала – опять пасли до позднего вечера. А всего длился нагул 130 суток.

Потом вышли указы Президиума Верховного Совета СССР. Орденами Трудового Красного Знамени были награждены гуртоправы Иван Дюкарев и Георгий Садовский. Старшему гурто-праву Добаю Узденову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Вот так и свершилась «гуртоправская Одиссея» моей родной «Ставрополки». Хорошо, если нынешние животноводы учтут опыт старших поколений.

Виктор ФИЛИПЕНКО