Язык – «дом бытия

По выражению немецкого философа М. Хайдеггера, именно язык, а не природа, является для человека «домом бытия». Более того, язык не только отражает, но и создает ту реальность, в которой мы живем, он создает и нас самих. Значимость каждого как языковой личности определил еще великий Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел…». По тому, как мы говорим, окружающие складывают свое впечатление о нас, гораздо более глубокое, чем мы можем себе представить. Речь идет не только о грамотности нашей речи, указывающей на образовательный уровень, не только о содержательности, указывающей на уровень нашего интеллекта, но и о гораздо более тонких вещах, характеризующих каждую личность. Попробуем создать портрет личности по коротким спонтанным высказываниям в очень простой ситуации. Выйдя вечером прогуляться, мы видим звездное небо и моментально реагируем на его красоту: «Боже, какая красота!»; «Здорово!»; «Открылась бездна, звезд полна…»; «Во, .., звездяво как!» Представили автора каждой из этих реплик?

Мы постоянно сокрушаемся, что наши дети уродуют язык. А не отражает ли картину мира родителей такой «перл» в сочинении абитуриента: «Пушкин любит своих друзей и постоянно упоминает их в своих сочинениях. Например, о Дельвиге он с теплотой пишет: «Как Дельвиг пьяный на пиру».

С сожалением надо признать, что наша картина мира постоянно подвергается опасности, которая исходит от средств массовой информации и рекламы. Засилие заимствованных слов (значения которых авторы не всегда и сами полностью понимают) способно породить в нашем мозгу пугающие образы, дополненные представлениями о бесконечных переменах, приносящих в большинстве случаев лишь неприятности: «Назрела актуальная необходимость сделать инфраструктуру конвергентной, а политику холдинга гибкой и исключительно клиентоориентированной». Канцелярская лексика убивает нашу способность к образному мышлению, лишает его способности чувствовать язык, находить яркое, убедительное слово самому. «Процесс развития движения за укрепление сотрудничества». Редко кто не перечитает это еще раз, чтобы понять, о чем идет речь. Часто авторы забывают, что канцеляризмы уместны только в определенном контексте, в рамках официально-делового стиля.

Реклама, безусловно, вещь нужная, без нее мы уже не представляем нашего существования, и, надо отдать должное ее создателям, становится все более профессиональной. Но что вносят в наш «дом бытия» такие образцы? «Косметика из сердца России». У журналиста Александра Эрде возник закономерный вопрос: «Из каких еще органов многострадального Отечества можно изготовить кремы и лосьоны?» «На кухне твоей души». А какие еще помещения есть в твоей душе? «Наша реклама расслабит всех мужчин». Вряд ли мужчинам это понравится. «По одежке от Версаче протягивают ножки люди со вкусом». Непонятно, но страшно. «Мы обуем всю страну». В каком смысле, как «МММ», «Хопер» и им подобные? В погоне за дешевой популярностью используется пошлый эротизм. «Я так низко пала! Пользуйся. Твоя цена». «Возьми ее… в кредит по-французски». «Зачем вам трусики-стринги, если у вас желтые зубы?»

А теперь о самом больном. Нецензурная лексика, русский мат… Да, все, что нельзя, то сладко. Эмоционально, эпатирующе, как сейчас говорят, круто. Многие используют нецензурную лексику вполне привычно, молодежь считает это модным. Но, засоряя язык, мы не понимаем, что уродуем собственные души, свой образ жизни. Следует серьезно задуматься над тем, какое мировос-приятие формируется у наших детей, которые едва ли не с первых дней жизни существуют в табуированной языковой среде. Именно здесь, на наш взгляд, причина неуважительного отношения друг к другу, эмоционального дебилизма, жестокости. Не имея достаточного жизненного опыта, ребенок не может правильно оценить жизненные приоритеты, в том числе и важность использования языка, который формирует мышление растущего человека. Засоряя язык, мы не понимаем, что уродуем собственные души, свой образ жизни. Пугающей тенденцией становится употребление нецензурщины писателями, журналистами, деятелями культуры и искусства, политиками. Русский мат можно встретить в газетных и журнальных публикациях, услышать в кинофильмах и телепередачах. Все чаще можно услышать фразу: «Без мата нет русского языка». Жаль сторонников такого мнения. Когда мы портим язык, он «мстит» нам, портя нас самих. Наш язык и наше мышление связаны неразрывно. Скудость речи приводит к скудости мышления. Задумаемся над этим. Защитим наш язык, защитим самих себя, своих детей. И тогда сбудется прогноз Ивана Сергеевича Тургенева: «У народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее».

Т. Ковалева