00:00, 20 апреля 2007 года

Интересно, что будет

В роду у него по материнской линии – педагоги, по отцовской – кадровые офицеры. Он и сам после окончания пятигорской средней школы № 12 собирался стать военным летчиком, но по зрению не прошел. А поскольку школа была с углубленным изучением иностранных языков, то «нарисовался» вариант поступления в Пятигорский государственный лингвистический университет. Вадим вы-брал специальность «Психология и английский», однако, закончив в девяносто шестом университет, работать пошел не психологом и не преподавателем, а переводчиком в турагентство – как, впрочем, многие выпускники лингвистических вузов. Возил экскурсии в Арабские Эмираты.

Через два года случился дефолт. Агентство закрылось. В службе занятости Склюеву предложили работу школьного психолога. Так он оказался в пятигорской СШ № 14 и в неполных 23 года стал Вадимом Валерьевичем.

Должность оказалась хлопотной: ты один на восемьсот учеников – это не сахар. А главное, говорит Склюев, донимало ощущение малой результативности предпринимаемых усилий. Проблемы детей – это всегда проблемы семьи. Если родители не хотят менять своей позиции по отношению к ребенку, то помочь ему сложно. А они очень часто не хотят. К тому же для семейной психокоррекции нужен целый штат специалистов.

Словом, на первых порах в школе Вадима Валерьевича удерживала лишь природная добросовестность. Да еще то, что с приходом нового века она, школа, стала меняться: в нее пошла компьютерная техника и новые технологии. Информатика и программирование были давним увлечением Вадима, и когда тогдашний директор В. Стоюшкин предложил ему переучиться, чтобы преподавать эти предметы, он с радостью согласился. Теперь Склюев не только ведущий преподаватель информатики в четырнадцатой, но и заместитель директора созданного на ее базе межшкольного методического центра информатизации. Весной стал победителем городского конкурса «Учитель года-2007», представляет Пятигорск на краевом туре.

В разговоре со мной он упомянул эпизод, который кажется, увы, почти знаковым. Однажды в кулуарах какого-то педагогического семинара он случайно услышал разговор коллег-женщин, что-де только мужчина-неудачник может работать учителем в школе. Его это резануло. А мне сразу напомнило другой эпизод, из замечательного фильма «Доживем до понедельника». Бывший ученик, преуспевший в деловой карьере, говорит учителю Мельникову почти то же самое: что с его одаренностью, умом, образованностью он, Мельников, мог любую диссертацию защитить, известным ученым стать, а не преподавать историю детям…

Мельников работал в школе не от недостатка качеств, нужных для более «высокой» карьеры, а потому что ему нравилось передавать детям знания. И Вадиму Склюеву это тоже нравится. Здесь он нашел себя.

Сейчас Вадим Валерьевич ведет экспериментальный класс, где преподает английский и информатику, а точнее – английский средствами информатики. (Я такую методику видела только на лингвистических факультетах в вузах, где она также считается новаторской). Ребята в его классе разные, есть очень способные, а есть и не очень. Но на урок к Склюеву они не идут, а бегут, несутся сломя голову, так им интересно. Так современно и своевременно то, чему он учит.

Это слово – «современный» - все время вертелось в голове, пока мы с Вадимом общались. Не только потому, что он молодой еще, в сущности, человек. Скорее, оттого, что жизнь современная принимается им как данность. И вообще – принимается. Не частое явление в учительской среде.

Его, например, огорчает, что нынешние подростки, его ученики, свои жизненные ожидания часто обозначают лишь как развлечения и материальный комфорт. Причем, как он говорит, лишь десять человек из ста имеют представление, что достижение этого материального благополучия требует от человека усилий, а не сваливается просто так, за здорово живешь… Но он не считает их «ужасным» поколением, не предрекает по этому поводу чуть ли не «конец света», как это свойственно порой другим его коллегам. Жизнь, говорит он, все в конце концов расставит по своим местам, дети повзрослеют…

Его не раздражает нацпроект «Образование», по которому – да, правда – лишь некоторые педагоги достойно вознаграждены за труд. «В нашей школе, - сказал он мне, - эти сто тысяч рублей получила действительно очень хорошая учительница. И хорошо уже то, что на учителей стали обращать внимание…»

И грядущий Единый госэкзамен также не повергает Вадима Склюева в уныние. Он видит в нем минусы и плюсы, то и другое обосновывает и разграничивает. Ему интересно, как это будет. Ему вообще интересно жить и работать.

Кстати, второе высшее образование у него – юридическое. Это позволяет иметь дополнительный заработок и не жаловаться на то, что в школе платят мало. Что тоже – современно. (Хотя кто спорит, учительский труд заслуживает и большего уважения, и лучшей оплаты).

Когда Вадим Валерьевич только пришел в педколлектив пятигорской СШ № 14 и думал, что со временем подыщет другую работу, пожилой коллега, услышав от него об этом, хохотнул: «Я тоже так думал, а вот уже сорок лет – учитель…»

Не будем так далеко загадывать. Но если хотя бы в ближайшие десять лет в российской школе удержатся такие люди, как Вадим Склюев, за нее можно не беспокоиться.