Мир не строится без школы
К этому выводу можно прийти уже хотя бы потому, что, анализируя собственное школьное прошлое, мы вспоминаем не о количестве выученных правил и теорем, а прежде всего о том, что дала нам школа в общем. Какой воспитала характер, какие стимулировала моральные качества, чтобы мы смогли войти в самостоятельную жизнь. И учителей своих вспоминаем не в связи со школьной программой. Многое из нее мы попросту позабыли, но прекрасно помним, кто из наших педагогов был честным, добрым, требовательным. Какие говорил о жизни слова, какие помогал выбрать пути.
Это легко проверить, если мысленно вернуться в свое детство.
…Когда-то вместо ставропольского пятого лицея была школа с тем же номером, только здание ее было старым. Класс, в котором я училась, был очень сильным, но, пожалуй, слишком энергичным и даже дерзким. Мы срывали уроки, засев под партой, пытались получить «веселящий» газ, чтобы повеселить учителей, устраивали рискованные походы по ставропольским катакомбам. А уж когда в Ставрополь приехал Хрущев, учителя, зная о наших настроениях, взяли да и закрыли на замок школьный двор и входные двери. В Хрущеве мы не принимали три вещи: введенную одиннадцатилетку, кукурузу и «культ» его личности. Мы даже надеялись попасть на центральный стадион, где проходила с ним встреча, чтобы сказать ему в глаза все. А поскольку выйти из школы было нельзя, мы собрали во дворе всякие камушки, залезли на забор и, швыряя их на газон, выкрикивали антихрущевские лозунги. Это, конечно, было слишком. Но особого внимания на смешных девятиклассников никто не обратил. Да и людей вокруг почти не было. И, как и прежде, нам все сошло с рук. На экзамене по обществоведению мы критиковали и Сталина, и Хрущева, но оценки нам поставили хорошие. Все мы прекрасно учились, дурных наклонностей не проявляли, а мат в нашей среде и вовсе принципиально был невозможен.
Прозрение пришло на выпускном вечере. Ведь наши учителя оказались так добры и умны, потому что видели в нас детей, но уважали в каждом человека. Как же мы, бедные, их обнимали и плакали, понимая, что расстаемся навсегда. И как плакали они! Почти никого из моих педагогов уже нет в живых, но пятая ставропольская школа и по сей день продолжает в нас воспитывать культуру незлобивости и доброты.
Говоря о трудностях школьного воспитания, современные учителя часто выявляют взаимоисключающие вещи. Одни утверждают, что целенаправленного воспитания теперь в школе нет. Другие, напротив, уверяют, что воспитанию детей вновь уделяется много внимания. Третьи сетуют на то, что находятся в неадекватной ситуации. Школа, объясняют они, это государственная территория, почти весь же остальной мир России - территория коммерческая. Государство подразумевает некое свое величие, патриотизм. Коммерция и бизнес - личное обогащение, деньги и прибыль любой ценой. Поэтому, подчеркивают учителя, что бы мы детям ни говорили, они примеряют, как это пригодится и аукнется в их собственной жизни. Все усложняется еще и тем, что нет образцов для подражания. Нет идеалов. В прежние времена, говорят учителя, у нас было единое моральное пространство, воспитание было цельным и, по сути дела, очень хорошим. Но оно служило цели построения коммунизма, героями были Павка Корчагин, Зоя Космодемьянская, Тимур и его команда. Сейчас те книги выброшены из школьной программы. Изучается мировая культура, только вот делать жизнь с кого? Герои же русской классики детям малоизвестны, ее они в большинстве своем не читают. Один симпатичный девятиклассник довольно горячо мне заявил: «А почему я должен тратить время на Пушкина и Лермонтова, если и сам могу написать тексты?» Вот оно как далеко все зашло. И он действительно пишет рэповские стихи о беззаконии и российском бескультурье...
В качестве эксперимента я обратилась к десяти ставропольским учителям с просьбой назвать ключевое слово русской культуры, которое бы объединяло нас всех. И, знаете, семеро из них назвали слово «справедливость». Комментарии учителей я записала, познакомимся с ними:
«Без справедливости ничто в России не мило, не спасут ни цифры роста, ни нефть и газ, ни ракета «Тополь».
«Если будут справедливыми люди, справедливой станет и страна, но государство нужно вынуждать к переменам».
«Сама жизнь заставит нас обратиться к вопросам воспитания. Сейчас все извращено. Тот, кто служит в армии, в сознании молодежи - неудачник, а вот топ-модель - синоним успеха. Такое общество рано или поздно будет наказано».
Каков же итог этих размышлений? Существование человека - не круговорот, бессмысленно повторяющийся в поколениях. Чтобы что-то понять, мы должны прорываться через собственную пассивность. Сегодня наше дело слушать, как говорит с нами прошлое и как мы говорим с будущим. Потому что главное, что передается из поколения в поколение, все-таки нравственность. Не случайно же на прошедших краевых выборах многие люди, пожалуй, впервые за последние годы голосовали не сердцем, не за политиков, не за партии, а за идею. И в сущности не одноименная партия делегировала нам понятие справедливости. Это общество выставило свой выстраданный заказ. Но справедливость приходит туда и к тем, кто сам справедлив. Не достаточный ли это повод, чтобы ключевая ценность культур российских народов, начиная с русского, стала возвращаться в наш мир, который без школы выстроен быть не может...