00:00, 10 марта 2007 года

Обогнали Счетную палату

В связи с этим почти год назад бывший комитет по ценам постановлением губернатора был преобразован в комитет по государственному заказу и ценовой политике, и в числе его функций стало значиться размещение госзаказа на поставки товаров и выполнение услуг для госнужд. Тогда же заговорили о том, что эти меры «поставят» наконец систему госзакупок с головы на ноги... Насколько сбылись эти оптимистические прогнозы, нам рассказал председатель комитета Игорь Перепелица:

- Я не сторонник таких громких фраз. Но скажу однозначно, что госзаказ удалось привести в полное соответствие с требованиями закона. Комитет, по моим оценкам, в 2006 году отработал качественно и эффективно. Это подтверждается конкретными цифрами: так, общая экономия за прошлый год составила около десяти процентов от всей суммы размещенных заказов. Получается, что месяц и несколько недель край вполне мог бы удовлетворять потребности в области государственного заказа на эти деньги.

Наиболее сложным периодом для комитета стали первые три-четыре месяца работы. Практическая реализация нового законодательства всегда начинается нелегко. Пришлось и учиться работе с госзаказчиками, и значительно ускорять процессы обработки конкурсной документации. К тому же мы столкнулись с рядом сопутствующих организационных вопросов. Кроме того, что отсутствовали некоторые уточняющие подзаконные акты, в крае не было налажено информационное сопровождение процесса размещения заказов, то есть ни в прессе, ни в Интернете они регулярно не появлялись.

Теперь же в сфере размещения госзаказа царит абсолютная гласность и прозрачность, что достигается строгим исполнением всех предписаний. Ведь новый закон очень императивен: он четко определил требования к размещению госзаказа. Шаг в сторону просто здесь невозможен: принципы едины для всего экономического пространства, что позволило не только значительно расширить возможности для участия в конкурсах физических и юридических лиц, но и обеспечить добросовестную конкуренцию.

- Игорь Николаевич, помогло ли это искоренить коррупцию в сфере госзаказа? Ведь не секрет, что кусочки «бюджетного пирога» нередко доставались чиновникам, радевшим за выбор того или иного поставщика товаров и услуг для госнужд...

- Федеральный закон № 94 – один из первых законов, построенных по антикоррупционному принципу. Во-первых, он отрывает госзаказчика от потенциального подрядчика или поставщика. В частности, я не могу лично общаться с участниками, которые подали заявки. На все вопросы отвечаю только официально, то есть в письменном виде. Во-вторых, ушли все сомнительные поводы и искусственные ограничения для недопуска той или иной организации к торгам. Например, часто завышались финансовые требования к претендентам, что позволяло организаторам конкурса сразу отсечь нежелательных конкурентов. В нынешних условиях фирма для того, чтобы участвовать в конкурсе, должна быть зарегистрированной, исправно платить налоги и не находиться в процедуре банкротства. Принципиальным условием перестали быть и сроки работы на рынке: если организация буквально вчера зарегистрировалась, это не значит, что она выполнит работы хуже остальных. Снят также «национальный режим»: иностранные компании могут быть полноценными участниками процедур госзаказа. А для того, чтобы гарантировать при этом серьезное отношение к торгам, введено понятие денежного обеспечения заявки.

Что мы можем противопоставить коррупции? Только открытость и гласность. Заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов проходят в присутствии всех желающих участников. Все тщательно протоколируется, записи потом хранятся три года. В день торгов протокол также размещается на сайте, то есть мы информируем о своей работе в режиме реального времени. Потому уже не спрячешь завышенные цены или сомнительный механизм отбора. Нам дан исчерпывающий перечень критериев, которым комитет и руководствуется. Если кто-то из участников не согласен с результатами конкурса, он может сразу же обратиться в краевое министерство финансов или управление федеральной антимонопольной службы, которые вправе приостановить размещение процедур, чтобы провести проверку или внести необходимые коррективы.

Именно то, что в новом законе тщательно прописаны все действия, позволяет исключить произвол чиновников. Прозрачность всех этапов конкурса – вот идеальное средство борьбы с коррупцией.

- Признаюсь, рисуется почти идеальная картинка. Но отчетные цифры и положения закона заставляют поверить, что порядок наконец воцарился там, где еще недавно о нем не могло быть и речи...

- Работа в этом отношении продолжается и в текущем году. Хотя стало немного легче. У нас уже наработаны свои шаблоны (в хорошем смысле этого слова). В частности, прежде всего это касается контрактов, которые заключаются ежегодно. Кроме того, могу констатировать, что повысилась и правовая грамотность госзаказчиков. В числе приоритетных направлений деятельности комитета в 2007 году – дальнейшее совершенствование краевой системы государственного заказа и внедрение современных способов его размещения – таких, как аукцион и электронные торги.

В дальнейшем сохранится и тенденция экономии бюджетных средств. Причем это обеспечивается за счет привлечения максимального числа участников. Порой их насчитывается до трех десятков на один лот. Заказчики вообще не сразу привыкли, что начали выигрывать те компании, о которых они даже не слышали. И это вполне нормально. Как того требует закон, побеждает лучшая цена при равных условиях и требованиях. Кстати, приятно удивляет рейтинг популярности сайтов правительственных учреждений. Так, электронный адрес комитета попал в первую сотню, обогнав по посещаемости Счетную палату России. Это также важный показатель: люди активно знакомятся с оперативной информацией, анализируя, по каким показателям они вполне могут выиграть.

- По сути получается, что в конкурсе оценивается не качество, а лишь цена проекта или предложения. Справедливо ли это?

- Действительно, главный критерий – стоимость контракта. Представьте, если мы покупаем конкретный товар и по описанию нам подходят два предмета, будет куплен тот, что дешевле. А если описана только будущая работа и приходится покупать по сути прогноз или обещание, то как можно оценить качество того, чего нет? Экономия госсредств вписана в наши обязанности, потому и выигрывает тот, у кого цена ниже. Но она должна быть осмыслена и экономически просчитана, чтобы обеспечить то качество, которое оговорено в заказе. Именно потому введено правило обеспечения заявки в размере до пяти процентов от ее стоимости. Если выигравшая тендер компания отказывается заключать госконтракт или не выполняет его условия, эти проценты направляются в бюджет. Потому есть чисто экономические стимулы играть по-честному.

- А существует ли так называемый «черный список» поставщиков и подрядчиков?

- В комитете – нет. Список недобросовестных исполнителей госзаказа должна вести Федеральная антимонопольная служба. При расторжении контракта не комитет, а сами госзаказчики направляют документы в ФАС, а те в свою очередь вносят компанию в «черный» реестр. Попадая туда, организация на два года отстраняется от участия в процедурах государственного заказа.

- Часть цен, подконтрольных государству, регулирует комитет. И одним из направлений его работы является проведение проверки экономической обоснованности цен и тарифов. Насколько объективны сейчас цены?

- Замечу, что в прошлом году нам удалось сдержать необоснованное подорожание жилищно-коммунальных услуг. Из 65 тарифных проектов нами были безоговорочно приняты лишь четыре. Остальные предложения были значительно снижены за счет исключения необоснованных затрат, что позволило потребителям в общей сложности уберечь более 600 миллионов рублей. В частности, только тарифы на водоснабжение и водоотведение, предложенные «Ставропольводоканалом» на 2007 год, были урезаны в среднем на 16,7 процента, или почти на 250 миллионов рублей. Иначе водоснабжение в этом году подорожало бы на 32 процента, в то время как последний рост цен составил 15,6 процента. Также было отклонено 11 предложений по повышению тарифов на перевозки пассажиров в некоторых городах и районах края. Так, рост цен на проезд в пригородном транспорте по маршрутам Апанасенковского, Благодарненского и Курского районов вообще был признан необоснованным. Это предотвратило переплату пассажирами 200 миллионов рублей.

Помимо подобных проверок, вторым направлением нашей работы в сфере ценообразования является мониторинг роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Замечу, что все ценовые изменения строго ограничены. Отступления от установленных цифр пресекаются. Между тем политика ограничения роста тарифов не всегда приносит положительные результаты. Например, только в этом году на Ставрополье плата граждан за коммунальные услуги повышается на 18,6 процента. В то время как максимальный индекс изменения должен составить 17 процентов. В связи с этим в адрес Ставропольского края на федеральном уровне была высказана претензия из-за отсутствия у нас программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Мы также анализируем тенденции изменения рыночных цен на некоторые товары. В частности, отслеживает комитет динамику подорожания нефтепродуктов. Могу констатировать, что за 2006 год розничные цены на дизельное топливо и бензин А-76 выросли на 4-5 процентов, а литр бензина Аи-92 и Аи-95 «потяжелел» почти на 16 процентов.

- У каждого органа исполнительной власти складывается своя судебная история. Думаю, за целый год и комитет не обошли судебные разбирательства. Ведь речь идет и о конкурсном отборе, и об ограничениях роста цен и тарифов. Возникали ли сомнения, справедливы ли те или иные действия комитета?

- Безусловно, без судов не обошлось. Однако нами не был проигран ни один из процессов. Свои позиции и решения в арбитражных судах и судах общей юрисдикции мы отстояли. Были отменены претензии краевого управления Федеральной антимонопольной службы по вопросам размещения госзаказа. Кроме того, краевой суд отказал прокурору Ставропольского края в удовлетворении его заявления о признании противоречащим закону постановления правительства о тарифах на услуги систем водоснабжения и канализации. Комитет, безусловно, в этом деле являлся заинтересованной стороной, так как подтверждал обоснованность этих тарифов. Подобные прецеденты еще раз доказывают строгое соблюдение нами буквы закона.