Кто скажет правду
- Наверное, это символично, что мы беседуем с вами в день рождения Сергея Степашина, главы российской Счетной палаты. Каково участие патрона в обретении вами независимости? Насколько я знаю, еще не все субъекты федерации приняли соответствующие законы и выделили «счетчиков» из штата законодательных органов.
- Хочу сразу обратить ваше внимание, что региональные структуры не связаны вертикалью власти с российской Счетной палатой. Но это не означает, что мы работаем изолированно и не получаем методической помощи из центра или не проводим совместных контрольных мероприятий. Все структуры, в том числе те, что еще не выделились в самостоятельные, объединены в Ассоциацию контрольных счетных органов. Став во главе палаты в 2000 году, Степашин сразу поставил задачу сделать региональные палаты независимыми и соответственно более эффективными. Постепенно эти планы реализуются. Наш пример – тому подтверждение. Закон «О Счетной палате Ставропольского края» принимался непросто. Было много поправок, в том числе нам пытались навязать такие, которые ограничивали наши полномочия. Создание независимого внешнего контроля над деятельностью чиновников и не могло не встретить сопротивления в этой среде. Тем не менее все принципиальные позиции удалось отстоять. В том числе при поддержке Степашина. Именно от него мы получили рекомендательный рамочный закон, разработанный НИИ Счетной палаты РФ, который затем обсуждался нашими законодателями. Закон, вступивший в действие с 1 марта, по оценке главы россий-ской палаты, один из самых прогрессивных региональных законов.
- Осталось, чтобы заработал...
- Думаю, о начале полнокровной деятельности Счетной палаты можно будет говорить примерно в мае. Необходимо еще провести конкурс на замещение вакантных должностей, полностью сформировать штат, решить бытовые вопросы, обустроить для каждого рабочее место. Задачи ведь перед нами поставлены нешуточные и полномочия даны соответствующие. Скажем, аудиторы, кандидатуры которых утверждаются краевыми депутатами, имеют ранг министров, глава палаты – первого вице-премьера, заместитель – вице-премьера правительства края.
- В отчетах российской палаты фигурируют такие показатели, как количество заведенных по материалам проверок уголовных дел. Это и ваш путь в ближайшем будущем. Чем в таком случае вы отличаетесь от «силовиков»?
- Принципиальное отличие в том, что по Конституции Счетная палата – орган независимого государственного финансового контроля. Поэтому мы говорим только то, что есть на самом деле. А такая информация ценится высоко во всем мире. Кроме того, мы ведь осуществляем функции внешнего контроля. Проверяем не только бюджетополучателей и тех, кому даются на те или иные цели бюджетные средства (это могут быть и коммерческие организации), но также анализируем работу ведомственных контрольных органов на предмет объективности их информации. Более того, мы должны смотреть за тем, чтобы бюджетные средства использовались только по назначению, и оценивать эффективность их вложения. Итоговым документом таких проверок должны быть серьезные аналитические записки о том, как реально обстоят дела в той или иной отрасли, в отдельно взятом муниципалитете, в крае в целом. Чтобы не закралась ошибка, имеем право нанимать отраслевых специалистов. Кто лучше дорожника-эксперта разберется в качестве дорожного покрытия? Или кто лучше эксперта-строителя ответит на вопрос, достаточно ли цемента положили в раствор?
- Есть ли гарантия, что орган с такими широкими полномочиями не используют в политической игре?
- Сергей Степашин, выступая перед «регионалами», много раз подчеркивал, что мы должны решительно дистанцироваться от политики. Мы работаем в экономической сфере. Чтобы избежать политической конъюнктуры, все решения согласно действующему законодательству выносятся только коллегиально, то есть при участии всех аудиторов и руководителей палаты.
- Андрей Алексеевич, ведь именно вы возглавляли преж-нюю Счетную палату, которая работала в составе Думы. Поэтому болевые точки экономики вам должны быть известны.
- До сих пор очень много ошибок допускается при планировании краевого бюджета. В крае, привычно декларируя бюджет как социально ориентированный, мало уделяют внимания его экономической составляющей. Чтобы было, что потратить, надо научиться зарабатывать. Если сравнивать состояние экономики с 1998 годом, то, вроде бы, и неплохо. Но давно уже надо искать иные сравнения и иные приоритеты. А сколько перекосов в межбюджетных отношениях... Конечно, большей частью они порождены неудачным экспериментом с местным самоуправлением. Не зря же в стране после наших результатов эту реформу приостановили до 2009 года. Большинство территорий остались с мизерным финансированием и вынуждены постоянно одалживаться в краевой казне, чтобы как-то выживать. Надо перестраиваться.
- Какие меры будут применяться к нарушителям?
- Если речь идет об уголовной ответственности, материалы проверок будут передаваться в прокуратуру, управление внутренних дел, ФСБ. Кроме того, нам дается право блокировать счета бюджетополучателей до устранения допущенных нарушений.
- И об итогах этих проверок узнает общественность?
- Это один из важнейших принципов Счетной палаты - гласность. СМИ станут первыми, кто узнает о фактах хищений и других нарушениях в использовании бюджетных средств.
- Для реализации национальных проектов также используются бюджетные средства. Как здесь обстоят дела?
- В 2006 году проводились контрольные мероприятия в режиме мониторинга совмест-но со Счетной палатой РФ. Выводы делать рано. Этим мы обязательно займемся в ближайшее время. Но, по предварительным данным, могу сказать, что ожидаемого эффекта от реализации нацпроектов мы так и не получили. Несогласованность действий на уровне федеральном и местном, неизученность реальных потребностей отраслей и заорганизованность – вот главные причины. Конечно, нам потребуется время, чтобы во всем разобраться поточнее. Я верю, что наша работа будет краю на пользу, хотя ее результаты могут многим не понравиться. Кто еще скажет правду, если не мы.