Культурный неформат
Чтобы избежать всевозможных кривотолков и экивоков, как выразился гость в начале встречи, он сказал, что наслышан о бурной предвыборной кампании в нашем крае. Но якобы никого и ни за кого агитировать не собирается. Сам – беспартийный. Хотя и возглавляет думский комитет по культуре, что на первый взгляд вещи несовместимые, поскольку подобные должности в парламенте согласно квотам распределены среди партийцев-фракционеров.
Ни в одну из партий певец вступать не собирается по идеологическим соображениям: из КПСС, где он состоял много лет, выйти не успел – ее разо-гнал первый президент страны. «А не расставшись с одной женой, ставить штамп в паспорт с другой не считаю для себя возможным», - образно выразил свою позицию известный певец. При этом принципиальная беспартийность Кобзона-депутата вовсе не означает его аполитичности. Он входит во фракцию «Единой России».
Культура, как известно, не стала национальным проектом, хотя, по мнению И. Кобзона, нуждается в заботе и внимании. И потому объявлена «партией власти» приоритетной. Депутаты добились от правительства увеличения статей расходов на культуру на семь миллиардов рублей. Сумма, может, и не такая грандиозная, но все равно это ощутимая помощь, отметил гость. Объекты культуры по всей стране погибают, а многие музеи и библиотеки в скором времени рискуют остаться без работников.
Кобзон рассказал, как в советские времена давал в Ставрополе по два-три концерта в день. Теперь даже самые маститые исполнители и эстрадные коллективы едва собирают один зал в месяц. И дело вовсе не в их недостаточном профессионализме. Двадцать лет назад самый дорогой билет стоил около двух с половиной рублей. Люди ходили на выступления любимых исполнителей семьями и даже по нескольку раз на дню. Теперь концерты даже раз в месяц многим недоступны.
Состояние культуры на селе и того хуже. Если в города еще приезжают гастролеры, пусть и дорогие, то многие сельские клубы, которые всегда служили источником духовной пищей для селян, вовсе не работают. По словам И. Кобзона, культура Москвы и Санкт-Петербурга ослепляет многих столичных чиновников. Но по многочисленным пестрым афишам этих городов нельзя судить о культуре страны в целом.
Для людей, живущих за пределами Садового кольца, часто единственным средством общения с культурой остается телевизор. Но сейчас по телевидению практически не увидишь детских передач. «Не формат», – заявляют руководители многих федеральных каналов. Когда один из депутатов инициировал принятие законопроекта о защите здоровья и нравственности молодого поколения и хотя бы частичном запрете на распространение сексуально-эротической продукции в СМИ, закон не прошел. И за этим запретом стоят колоссальные деньги, уверен И. Кобзон.
«Комитет по культуре разрабатывает законы, но их не принимают, потому что кому-то они не выгодны», - посетовал гость. И добавил, что на сегодняшний день не в силах провести даже закон «О культуре». В стране есть богатые люди, готовые оказывать финансовую поддержку культуре. Но для этого им необходимы соответствующие условия.
Но, как ни парадоксально, при таком отношении государства все же сохраняется культурная среда. В стране множество молодежных коллективов, которых год от года становится все больше. «Поэтому я не могу сказать, что культура совсем задыхается, - говорит И. Кобзон, - народ у нас очень талантливый. Они как грибы: их скашивают, а они тут же вырастают». И многим для этого вовсе не нужны дополнительные средства. Главное, что им хочется изменить ситуацию к лучшему исходя из своих возможностей. А сидеть и ждать, что творческие коллективы образумятся и начнут задаром продавать билеты – бесполезно, считает И. Кобзон.