В окружении, под прицелом автоматов
Отчаявшийся гражданин Л. обратился в администрацию Изобильненского района и в правоохранительные органы. Под нажимом владелец игрового автомата вынужден был вернуть проигранные деньги (63 тысячи рублей). Специалисты определили, что «однорукий бандит» изначально был настроен на проигрыш…
Столь благополучная развязка – скорее, исключение, нежели правило. Чаще всего граждане, оставившие в игорных заведениях последние деньги, никому не жалуются: мол, не судьба, в следующий раз повезет. Заболевшие игроманией старики ждут очередной пенсии, чтобы вновь отправиться в заведения с говорящими названиями «Блеф», «Фортуна» и т. д. Школьники клянчат у родителей деньги (якобы на завтраки), а нередко просто тащат из семьи то, что плохо лежит. Солидные дяди в одночасье спускают в игровых клубах зарплату.
Случаются и трагедии: в одном из населенных пунктов молодой мужчина после большого проигрыша наложил на себя руки, осиротив двоих детей…
Разумеется, столь вопиющие случаи не могли не встревожить администрацию, правоохранителей, общественность Изобильненского района. В позапрошлом и прошлом году было проведено несколько рейдов по игорным заведениям, расположенным в райцентре, Московском, Новотроицком, Птичьем, Рыздвяном, других населенных пунктах. Картина оказалась прямо-таки удручающей: было выявлено девяносто восемь(!) игровых автоматов, не состоящих на налоговом учете. За нарушение законодательства, регламентирующего сферу игорного бизнеса, изъято сорок машин-грабителей, на восемнадцать «одноруких бандитов» наложен арест, по десяти – в поселке Рыздвяном – проводится административное расследование. Общая сумма штрафов составила около полумиллиона рублей.
В результате столь пристального внимания резко возросли налоговые сборы с игорного бизнеса. Замначальника отдела экономического развития администрации рай-она Александр Притыкин «озвучил» на одном из представительных совещаний такие цифры: если за десять месяцев 2004 года в краевой бюджет от этого вида коммерческой деятельности поступило 1081 тыс. рублей, то за аналогичный период 2006-го – 8195 тысяч.
Столь громадный рост налоговых поступлений от игорного бизнеса впечатляет. Но не радует. Деньги, поступающие в казну, никак не могут компенсировать горя и слез, которые сопутствуют затянувшимся играм. Люди в азарте не владеют собой, уходят из семьи, проигрывают последнее имущество, продают квартиры. Игра затягивает и нередко перерастает в болезнь, сродни наркомании и алкоголизму.
Но если алкоголиков, наркоманов у нас пытаются учитывать и как-то лечить, то людей, зараженных игроманией, просто не замечают. Дескать, каждый при желании может остановиться, оглянуться, уйти со скользкой дорожки. Болезнь эта практически не изучена. Лекарства против нее, можно сказать, не существует.
Да, депутаты Госдумы России вроде бы нашли радикальный метод борьбы с азартными играми, планируют создать где-то на окраинах, вдали от густонаселенных районов страны своеобразные «лас-вегасы». Но - улита едет, когда-то будет. А проблему надо решать уже сегодня, пока игровая трясина не успела засосать сотни и тысячи новых жертв.
А предпосылки к тому имеются. И главная из них – несовершенство действующего законодательства. Так, постановлением правительства РФ № 525 (от 15 июля 2002 г.) запрещено размещение тотализаторов и игорных заведений в жилых домах, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность. Все вроде правильно. Но как быть, например, с теми игорными заведениями, которые расположены вблизи школ?
В начале минувшего года специалисты Изобильненской райадминистрации и журналисты местной газеты посчитали «одноруких бандитов», расположенных вблизи школы № 19. Оказалось, что учебное заведение находится в плотном окружении, под прицелом почти сотни игровых автоматов. И прорвать кольцо «блокады» районным и городским властям оказалось очень непросто. Дело в том, что руководители муниципальных образований согласно действующему законодательству не могут регулировать размещение игорных заведений на своих территориях.
Немало проблем в области лицензирования, контроля за деятельностью владельцев «одноруких бандитов». К примеру, на каждом автомате, как и положено, можно прочесть яркую надпись: «Детям до 18 лет играть запрещается». Надпись есть, но на запрет большинство мальчишек и девчонок чихать хотели. Милиционера у каждого автомата не поставишь. А владельцам или арендаторам этих машин-грабителей возраст игроков проверять не с руки.
Еще раз подчеркну, в Изобильненском районе профилактике игромании уделяют самое пристальное внимание: и местные власти, и прокуратура, и милиция, и работники налоговой инспекции. Регулярными стали уже упомянутые рейды по игорным заведениям. В школах проводятся беседы о пагубности азартных игр. Районное телевидение сняло и показало специальный фильм, предупреждающий людей об опасности.
Но тревога не ослабевает. Особенно за судьбу подрастающего поколения. Большинство педагогов района считают, что только репрессивными мерами и запретами делу не поможешь. Нужно добиться, чтобы молодежь тянулась не к игровым автоматам, а шла в спортзалы, на теннисные корты, в клубы по интересам.
Но спортивные залы и площадки можно пересчитать по пальцам. А кинь камень в надоедливую собаку – обязательно попадешь в «однорукого бандита». Окружили…