00:00, 23 января 2007 года

«Добрый» доктор для наркомана

Дело, обещающее стать настоящим скандалом, длилось ровно полгода. А закончилось так тихо, что многие даже не поняли, каким образом заведующему сельской амбулаторией, обвиняемому в десятках преступных эпизодов, удалось вновь вернуться к своей работе, получив условное наказание…

Медицинский арсенал

2 марта 2006 года в половине одиннадцатого утра в кабинет доктора А. вошли сотрудники госнаркоконтроля. С обыском. Результат оказался впечатляющим: из тумбочек, ящиков рабочего стола и сейфа был изъят целый арсенал сильнодействующих, наркотических средств и психотропных веществ, а также незаполненные ксерокопии рецептурных бланков. Как следует из материалов дела, «условия хранения лекарственных средств особой категории не выдерживают никакой критики и не отвечают инструкциям министерства здравоохранения».

По словам старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Ирины Гожих, в ходе следствия было установлено, что доктор А. на протяжении последних двух лет занимался подделкой рецептов, дающих право на приобретение в аптеке наркотических веществ. Таким образом, врач способствовал переводу этих препаратов из легального оборота в нелегальный. Из 100 рецептов за его подписью, изъятых из аптек, 60 определены следствием как фальшивые. Примечательно, что во всех обнаруженных случаях было прописано одно и то же сильнодействующее вещество, которое избавляет наркомана от ломок, позволяя «перекумарить» довольно длительное время.

Что же заставило опытного доктора, имеющего общий стаж работы более 25 лет, уважаемого среди коллег и пациентов, пойти на преступление? По признанию самого подсудимого - жалость.

По словам старшего оперуполномоченного Минераловодского межрайонного отдела ФС РФ по контролю оборота наркотиков Натальи Ходаковской, в своих показаниях врач объяснял, что к нему приходили парни, признавались, что употребляют наркотики, но хотели бы избавиться от этой зависимости. «Чуткий» доктор не мог остаться безучастным к чужой беде, поэтому и прописывал сильнодействующее средство, способное снять ломки.

Как видно из материалов дела, больные проходили «интенсивный курс лечения» - в некоторых случаях на одну и ту же фамилию рецепты выписывались ежедневно. Был случай, когда доктор выдал четыре рецепта в один день.

Шито-крыто

Выписанные рецепты не вызывали никакого сомнения у работников аптек, имеющих лицензию на реализацию сильнодействующих веществ. Ведь провизорам были предоставлены бланки установленного образца, идеально заполненные и к тому же защищенные штампом и печатью амбулатории, а также личной печатью лечащего врача. Дело в том, что по закону при отпуске лекарств аптеки не вправе требовать документ, удостоверяющий личность, - эта маленькая деталь позволила доброму доктору вносить в бланки данные несуществующих в природе людей. Например, следствию так и не удалось установить личность гражданки, на имя которой 2 июня 2004 года был выписан сильнодействующий препарат. И уж, конечно, аптекари не могли заметить, что в большинстве случаев шестизначный номер рецептурного бланка представлял собой комбинацию одних и тех же цифр. Отсканировав однажды оригинал рецепта, врач в дальнейшем просто менял цифры местами.

Возмездие

Три месяца ушло у следствия на сбор материалов, еще столько же времени длилось судебное разбирательство. В суде оценивались 128 законченных преступных эпизодов. Показания дали понятые, присутствующие при обыске, и «пациенты» доктора.

Как рассказала Ирина Гожих, слова обвиняемого на суде значительно расходились с его же признаниями, полученными в ходе предварительного следствия. Так, в частности, во время судебного разбирательства не удалось доказать, что за выданные рецепты подсудимый брал деньги, а также, что эти действия им были совершены из корыстной или личной заинтересованности. Таким образом, действия заведующего врачебной амбулаторией были расценены как преступления небольшой и средней степени тяжести. В конечном итоге суд счел доказанной вину врача по двум статьям Уголовного кодекса: ст.228 ч.1 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере) и по ст. 327 ч.1 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).

Согласно приговору, осужденному определено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на три года. Условно.

Лариса КУЛАГИНА