00:00, 16 декабря 2006 года

Солдат в медицинском халате

Николаю двадцать пять лет. Два года из них он работает санитаром в Ставропольской краевой психиатрической больнице. Впереди еще полтора. Эти три с половиной года засчитаются ему как альтернативная служба в армии.

- В Библии сказано, - говорит Николай, - что человек не должен убивать. Я согласен с этим, да и совесть мне подсказала, что не стоит брать в руки оружие, если ты никогда не захочешь и не сможешь им воспользоваться.

- Поэтому ты решил работать в больнице?

- Это–то как раз не было моим выбором. Ведь солдаты не решают сами, куда отправятся служить. Я подал заявление о том, что хочу проходить альтернативную службу, и меня направили работать в больницу. Вообще-то предполагалось, что я с женой отправлюсь в другую область, но так получилось, что остался в Ставрополе, даже живу в прежней квартире.

Многие отрицательно относятся к тому, что Николай работает в больнице, а не служит в армии. Мол, живет дома, не напрягается, да еще и деньги за это получает.

- Мне действительно повезло, что я работаю в родном городе, но меня могли отправить на точно такую же работу в любой другой регион страны. И я не представляю, как бы мы с женой выживали в чужом городе на минимальный оклад.

- Ты доволен своей работой?

- Честно говоря, вообще не представляю, кому это может понравиться, - рассуждает санитар, - труд в психиатрической больнице не назовешь сладким. Я должен провожать поступающих больных на место лечения и проводить их санитарную обработку. На первый взгляд кажется, что это легко. Но зачастую приходится иметь дело с тяжелобольными, которые поступают к нам, к примеру, со вшами, пролежнями, чесоткой… С одной стороны, их жалко, но порой это просто невозможно видеть – настолько угнетают их поведение и состояние. Постоянно находиться среди не вполне нормальных людей очень тяжело.

- Тебе платят за этот труд?

- Да, я получаю минимальный оклад, регулярно, как и остальные сотрудники. Мое отличие, пожалуй, только в том, что я не могу уволиться.

Николай вспоминает, что было очень трудно привыкать к работе. Особенно видеть люд-ские страдания.

- На работу в больнице, - говорит санитар, - я уверен, сил и нервов уходит если не больше, чем у солдат, то точно наравне.

Николаю иногда приходится работать в одиночку, ведь «коллег» у него практически нет.

- Санитаров мало. Низкая зарплата, тяжелый труд, вот люди и не спешат устраиваться к нам на работу, - говорит он.

- Как думаешь, почему некоторые предпочитают альтернативную службу военной?

- Все, кого я знаю, выбрали альтернативу по религиозным убеждениям. Но чтобы служить на гражданке, необходимо свои убеждения доказать. Люди в военкомате могут определить, действительно ли человек считает, что ему нельзя служить, основываясь на вере, или просто не желает попасть в войска.

Кстати, недавно в больницу пришел «на службу» еще один санитар – Артем.

- Мы очень довольны работой наших санитаров-альтернативщиков, - говорит главный врач больницы Игорь Былим, - никаких нареканий к ним у врачей нет. Свою работу они выполняют добросовестно. Не представляю, что бы мы делали без них. Ведь четверо работающих у нас парней выполняют грязную и неприятную работу, за которую обычно люди редко берутся.