00:00, 15 декабря 2006 года

Один из «черных дьяволов»

А родился Борис Иванович в знаменитом городе невест Иваново 85 лет назад. После школы попал по «комсомольскому набору» в Севастопольское Черноморское высшее военно-морское училище. А через два года началась война... Программу третьего курса ускоренно осваивали в Севастополе, затем в Ростове-на-Дону, а досрочно выпускались 1 ноября 1941 года уже в Минеральных Водах. Младший лейтенант Кисляков был назначен заместителем командира роты в 78-ю отдельную морскую стрелковую бригаду, которая формировалась в Новороссийске.

– Навсегда в памяти у меня останется первый бой, – говорит Кисляков. – Мы переправились через Дон недалеко от Ростова и повели наступление на занятый немцами хутор Хопры. Честно говоря, было страшно. В атаку шли все: и рядовые, и командиры взводов, рот, батальонов. Шли по чистому полю на пологом скате. Впереди, метрах в семистах, виднелись домики и деревья. Там – фашисты. Огонь усиливался. Слева от меня, в метрах 10-15, шел начальник штаба батальона. Вдруг его не стало – беднягу разнесла мина. Наши ряды редели и редели. И тут фашисты перешли в контратаку. Перед нами замаячили густые цепи автоматчиков противника. Их оружие полыхало огнем, а у нас автоматов почти не было. В руках – карабины и винтовки со штыками. Однако дружным огнем мы заставили фашистов залечь. Отбили еще две контратаки. Во время третьей – уже сами поднялись в атаку и добивали не убежавших фашистов штыками. Они психологически не могли состязаться с нами в рукопашной схватке, боясь нас, моряков, – «черных дьяволов».

В одном из ночных боев под Матвеевым Курганом Кисляков был ранен – пуля пробила левую ногу выше колена. Лечился сорок дней в Пятигорске, сначала в эвакогоспитале, в районе Цветника, затем в санатории возле Провала.

– Первые дни на фронте закалили на всю войну, – продолжает ветеран, – Потом, как бы трудно и опасно ни было, никогда не думали о возможной гибели. Честно говоря, мало кто в годы войны надеялся остаться в живых, а в ходе боев мы о жизни и вообще не задумывались.

...В 1942 – 1943 годах, когда Борис Кисляков служил командиром роты бронебойщиков 84-й отдельной морской стрелковой бригады, моряки стояли насмерть в эльхотовских «воротах смерти». Так прозвали небольшой участок фронта у североосетинского селения Эльхотово. Именно здесь, в предгорьях Северного Кавказа, немецкие оккупанты были остановлены. А с началом наступления наших войск под Сталин-градом началось изгнание фашистов с Северного Кавказа. Кисляков со своими «черными дьяволами» принимал участие в освобождении Георгиевска, Железноводска. Пятигорска...

После второго ранения и скорого лечения Кислякова направили в пограничные войска. Он стал военным комендантом Ново-Титаровского района Краснодарского края и отвечал за охрану тыла Северо-Кавказского фронта. Но разве мог он уже обойтись без родной морской пехоты? После долгих просьб его перевели в 164-й гвардейский полк 55-й гвардейской стрелковой дивизии. Этот полк после переправы с косы Чушка через Керченский пролив вел ожесточенные бои в Крыму, удерживал и расширял плацдарм в районе Аджимушкая. А потом были Восточная Пруссия и взятие Кенигсберга, штурм Берлина.

– Нам не удалось прочувствовать радость Победы в самом Берлине, – рассказывает Кисляков. – Мы не видели, как второго мая вереницы пленных во главе с когда-то чванливыми генералами и офицерами, низко опустив головы, шли по поверженному Берлину. В это время мы мчались в Чехословакию, в Прагу. Утром 8 мая развернулись для атаки. А часа через два нас догнал на мотоцикле заместитель командира полка майор Чучерилов и сообщил, что война закончена и Германия капитулировала. Нашей радости не было предела, показалось, что даже как-то стало легче дышать. Спало напряжение, и уже в тот день строились мирные планы на будущее…

За проявленные в боях за Родину в Великой Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость старший лейтенант Борис Кисляков был награжден орденом Александра Невского.

Вскоре после окончания войны 55-я стрелковая дивизия вернулась на Родину, в Гродно. Здесь и познакомился старлей со своей будущей женой Лидой, работавшей корреспондентом в «Гродненской правде». Она, к слову, все годы оккупации провела в Белоруссии, помогала партизанам. Свадьбу сыграли осенью, а вскоре Борис поступил в военную академию имени М. В. Фрунзе и через три года окончил ее с золотой медалью. Имея право выбора места службы, он пошел в Военно-морской флот, где был направлен в Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище им. С. М. Кирова в Баку. На протяжении 22 лет, вплоть до 1973 года, Кисляков возглавлял кафедру тактики морской пехоты и общевойсковой подготовки. После увольнения в запас Борис Кисляков продолжал работать в родном училище преподавателем.

...В конце девяностых Кисляковы перебрались в Ставрополь. Сын Дмитрий окончил службу капитаном второго ранга, внук Сергей после выпуска из Ленинградского военно-морского института служит сейчас в Петропавловске-Камчатском. Зять Виктор – тоже капитан второго ранга, в запасе. Сегодня их семья – настоящая воинская династия. А основал ее «черный дьявол» – Борис Кисляков.

Виктор МОСКАЛЕНКО