00:00, 15 декабря 2006 года

Доминанта полета, или Прорыв к самому себе

Подъем ощущался и в общем настрое организаторов проекта. Председатель правления Ставропольской краевой организации Союза художников России Сергей Паршин вышел к микрофону символично – с «молодильным» яблочком в руке. Приветствуя собравшихся, он отметил небывалую активность авторов и посетителей выставки, подчеркнув, что такого объемного молодежного показа не случалось уже более пяти лет.

– Искусство традиционное вполне может сочетаться с новыми веяниями в творчестве, - заметил С. Паршин. – В этом убеждают нас работы, представленные здесь. - И добавил, что у каждого участника есть шанс показать себя на Всероссийской молодежной выставке, которая состоится в наступающем году в Москве.

Если верхняя возрастная планка установлена на возрасте тридцати пяти лет, то самой юной участнице проекта исполнилось семнадцать – это Оксана Ерина, ученица детской художественной школы. Сориентироваться в выставке, ее целях помогла мне референт-искусствовед правления Союза художников Наталья Литосова:

- В выставке принимают участие около ста авторов. Количество представленных работ достигло двух с половиной сотен. Молодые художники из Ставрополя, Невинномысска, Пятигорска, Минеральных Вод, студенты и преподаватели Ставропольского краевого художественного училища, Ставропольского государственного педагогического института, Кубанского госуниверситета, Северо-Кавказского государственного технического университета и многих других учебных заведений края и страны прошли строгий отбор на выставкоме Союза художников. Выставочная комиссия из тринадцати человек соберется вторично 22 декабря, чтобы определить произведения самых одаренных авторов для участия во Всероссийской выставке молодых художников.

...Здесь можно увидеть живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, инсталляцию, горячую эмаль. Думаю, немаловажно было не только отобрать, но и композиционно умело разместить произведения. Этим занимался координатор выставки, талантливый художник, работы которого представлены здесь же, Василий Поляков.

- Мне нравится выстроенное пространство, - признается Поляков. – Такое, где над «прикрученным» стандартом темы доминирует полет души.

И действительно, это прослеживается в его тонких живописных работах – с игрой света и тени, присутствием легкого и неожиданно глубокого настроения.

Посмотреть работы своих учеников пришли известные ставропольские художники. Преемственность поколений прослеживается в экспозициях воспитанников Петра Охрименко, Евгения Кузнецова, Аллы Чемсо. Это своеобразный знак качества, о чем прекрасно сказал заместитель министра культуры Ставропольского края Владимир Лычагин.

– Здесь присутствует дерзость, - обратился он к молодым авторам. – Дай Бог, чтобы капризная женщина, именуемая традицией, вас вовремя поцеловала в макушку...

Запомнились график Мария Попова, чьи лаконичные и образные работы покорили многих, живописец Егор Пащенко, по признанию члена Союза художников России Петра Охрименко, удививший не только зрителей, но и своего наставника. Никого не оставила равнодушным инсталляция Егора Кузнецова «Даная»: на тончайших лесках в пространстве закреплены сотни золотистых монеток. Приглядишься – отчетливо проступают женские округлые контуры. Качнешь каркас инсталляции – и в движении монет возникает образ золотого дождя - вспоминается миф о Зевсе, пролившемся золотым дождем на красавицу Данаю.

Вот как сам автор Егор Кузнецов говорит о своем творении:

– Представьте: нечто красивое, что только начинаешь осязать, просачивается сквозь пальцы. «Даная» была очень трудоемка. Целый месяц вся наша семья, мои друзья под японскую музыку нанизывали монеты на леску, закрепляли их, придавая нужное положение. Я по натуре импульсивен. А эта инсталляция научила меня сдержанности, самоконтролю.

Добавлю, что для инсталляции «Даная» – это вторая выставка. Незадолго до этого она получила грант как лучший проект на VI Международном фестивале экспериментального искусства в Санкт-Петербурге, в Манеже.

Яркой и неоднозначной на молодежной выставке оказалась экспозиция работ творческого объединения «56», которое организовано тремя друзьями-художниками – Андреем Охонько, Михаилом Дмитриевым и Игорем Барабановым. Ими представлены авангардные объектные и живописные работы, объединенные одним посылом – задеть, вызвать эмоции, удивить. Почему названием объединения выбрано число 56?

- Такой номер значился на нашей первой мастерской – гараже, где мы собирались, спорили, творили, - улыбается один из участников объединения Игорь Барабанов. - Вообще мы стараемся создать новый мир путем передачи своих внутренних ощущений. К примеру, в работе «Четыре окна» я представил четыре стихии, четыре времени года, четыре стороны света и тому подобного – приемом цветопередачи, игры красок на белых лицах людей, смотрящих в окна.

Много зрительских эмоций вызвала инсталляция Андрея Охонько «Двери», где из шести десятков склеенных в одно полотно фотографий с изображениями запертых дверей находится одна дверь – настоящая и открытая: выход, дающий надежду, новые возможности жизни и творчеству. История создания всякого произведения искусства непроста. Иногда глубоко трагична. В случае с «Дверями» Охонько, наоборот, полна юмора.

– Я совершал подвиг разведчика всякий раз, когда ночью обследовал кварталы, высматривая двери, которые сфотографирую днем. Во время фотосъемки испытывал долгие подозрительные взгляды бдительных жильцов и прохожих. В конце концов надо было отыскать реальную старую дверь «в ключе» композиции. И я ее нашел. Служившая много лет лавкой в одном из дворов, она сохранила и ручку, и цепочку, и фактуру. Видели бы вы клептомана-любителя, который под покровом ночи тащит на спине сие старье к себе домой!.. После экспозиции обещаю вернуть дверь на место.

Сергей Паршин считает молодежную выставку своеобразным отчетом авторов за последние пять лет. Однозначно, получилось многое: тому подтверждением сияющие глаза посетителей, приподнятое настроение авторов. Подарок собравшимся сделал студенческий театр боди-арт, выступивший с композицией «Клубок». Главный же итог - то, что личность не потерялась за массой тем и жанров, что есть путь и есть кому по нему идти. А выходя из зала, остро чувствуешь, что на всю жизнь останется дорог и понятен этот язык: немного сумбурный, но самый честный – язык молодости.

Елена ГОНЧАРОВА