Необходимое дополнение
И все же (к счастью) желающие стать музыкантами, художниками, танцорами либо просто вкусить от плодов эстетического просвещения не переводятся. И будут все гда, считает заместитель министра культуры Ставропольского края Владимир Лычагин. О судьбе учебных заведений для детей в сфере культуры – это интервью.
- Владимир Маркович, волна реформирования чуть было не захлестнула учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры. Попросту говоря, школы искусств, музыкальные, хореографические едва не передали из культуры в образование.
- Если быть точными, то передали, с 1 января текущего года, в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера ции». Наш край участвовал в эксперименте по реформированию местного самоуправления с 2005 года, поэтому в двух районах, Кочубеевском и Минераловодском, переподчинение школ произошло раньше. Но уже в июне 2006-го два федеральных руководителя, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов и министр образования и науки Андрей Фурсенко, разослали главам субъектов РФ совместное письмо, где говорилось, что будет целесообразно «оставить учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры в административных границах органов культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образова ний». Окончательный же выбор – за местной властью.
Почему так произошло? В России десятилетиями складывалась уникальная трехуровневая система художественного образования: школа – училище – вуз. Выпадение одного звена, в данном случае школы, могло привести к утрате всей системы. И это стало понятно довольно быстро. Учреждения дополнительного образования в сфере культуры работают по совершенно другим методикам, чем подобные учреждения в области образования. Это не кружковая или секционная работа, как в домах детского творчества, а серьезный учебный процесс. Упор делается на индивидуальную работу преподавателя с ребенком, а не на работу с коллективом детей. Целью обучения является не просто развитие таланта – предполагается, что в музыкальной, художественной, хореографической школе может начаться путь в будущую профессию. И когда их стали передавать отделам образования, оказалось, что там нет ни соответствующих методик, ни подготовленных методистов. Зачем изобретать велосипед?
- Хочется заметить, что это редкий случай в образовательных реформах, когда убедились в неэффективности перемен и «сдали назад»… А как живут эти школы сегодн сегодня я , сколько их в крае?
- Вместе с филиалами – 164. В них обучаются 23 тысячи детей, ежегодно они выпускают свыше 4 тысяч учащихся. Желающие продолжают образование в двух краевых специализированных колледжах и двух училищах. Нужно сказать, что, невзирая на демографический спад, из-за которого общеобразовательные учебные заведения каждое 1 сентября недосчитываются сотен детей, мы в этом году провели вполне успешный набор в наши школы, по сравнению с прошлым он уменьшился лишь на 184 человека. Процент охвата – 9,3 от общего количества учащихся общеобразовательных учебных заведений края. Сравните: в ЮФО это 8,1 проц., по России – 10.
Думается, среди причин востребованности российских учреждений дополнительного образования в сфере культуры и доступная для семьи плата за обучение. На Ставрополье она в среднем составляет 83 рубля в месяц, что позволяет учиться и сельским детям. 87 процентов стоимости обучения дотируют бюджеты разных уровней. Аналогов в Европе нет, там дополнительное образование детей полностью оплачивают родители.
Однако все это не означает, что обходится без проблем. Их достаточно. Назову только две: материально-техническая база учреждений и кадры преподавателей. Изношенность музыкальных инструментов, которые уже не поддаются ни ремонту, ни настройке, бедность фондов художественных школ. А хочется и компьютеры поставить… Сельские музыкальные школы мы вот уже третий год поддерживаем через президентские гранты. В этот раз получили 2,3 млн. рублей – немного, конечно, но 14 школ смогут обновить парк инструментов.
Что касается педагогов, то колледжи и училища выпускают их достаточно, однако на село, особенно в восточные районы, они не едут, а государственного распределения, как известно, сейчас не существует. Между тем именно в сельской местности та же музыкальная школа – порой главный и единственный центр эстетического образования и воспитания… Сохранить эти центры – наша задача.