Необходимое дополнение
И все же (к счастью) желающие стать музыкантами, художниками, танцорами либо просто вкусить от плодов эстетического просвещения не переводятся. И будут все гда, считает заместитель министра культуры Ставропольского края Владимир Лычагин. О судьбе учебных заведений для детей в сфере культуры – это интервью.
- Владимир Маркович, волна реформирования чуть было не захлестнула учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры. Попросту говоря, школы искусств, музыкальные, хореографические едва не передали из культуры в образование.
- Если быть точными, то передали, с 1 января текущего года, в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера ции». Наш край участвовал в эксперименте по реформированию местного самоуправления с 2005 года, поэтому в двух районах, Кочубеевском и Минераловодском, переподчинение школ произошло раньше. Но уже в июне 2006-го два федеральных руководителя, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов и министр образования и науки Андрей Фурсенко, разослали главам субъектов РФ совместное письмо, где говорилось, что будет целесообразно «оставить учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры в административных границах органов культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образова ний». Окончательный же выбор – за местной властью.
Почему так произошло? В России десятилетиями складывалась уникальная трехуровневая система художественного образования: школа – училище – вуз. Выпадение одного звена, в данном случае школы, могло привести к утрате всей системы. И это стало понятно довольно быстро. Учреждения дополнительного образования в сфере культуры работают по совершенно другим методикам, чем подобные учреждения в области образования. Это не кружковая или секционная работа, как в домах детского творчества, а серьезный учебный процесс. Упор делается на индивидуальную работу преподавателя с ребенком, а не на работу с коллективом детей. Целью обучения является не просто развитие таланта – предполагается, что в музыкальной, художественной, хореографической школе может начаться путь в будущую профессию. И когда их стали передавать отделам образования, оказалось, что там нет ни соответствующих методик, ни подготовленных методистов. Зачем изобретать велосипед?
- Хочется заметить, что это редкий случай в образовательных реформах, когда убедились в неэффективности перемен и «сдали назад»… А как живут эти школы сегодн сегодня я , сколько их в крае?
- Вместе с филиалами – 164. В них обучаются 23 тысячи детей, ежегодно они выпускают свыше 4 тысяч учащихся. Желающие продолжают образование в двух краевых специализированных колледжах и двух училищах. Нужно сказать, что, невзирая на демографический спад, из-за которого общеобразовательные учебные заведения каждое 1 сентября недосчитываются сотен детей, мы в этом году провели вполне успешный набор в наши школы, по сравнению с прошлым он уменьшился лишь на 184 человека. Процент охвата – 9,3 от общего количества учащихся общеобразовательных учебных заведений края. Сравните: в ЮФО это 8,1 проц., по России – 10.
Думается, среди причин востребованности российских учреждений дополнительного образования в сфере культуры и доступная для семьи плата за обучение. На Ставрополье она в среднем составляет 83 рубля в месяц, что позволяет учиться и сельским детям. 87 процентов стоимости обучения дотируют бюджеты разных уровней. Аналогов в Европе нет, там дополнительное образование детей полностью оплачивают родители.
Однако все это не означает, что обходится без проблем. Их достаточно. Назову только две: материально-техническая база учреждений и кадры преподавателей. Изношенность музыкальных инструментов, которые уже не поддаются ни ремонту, ни настройке, бедность фондов художественных школ. А хочется и компьютеры поставить… Сельские музыкальные школы мы вот уже третий год поддерживаем через президентские гранты. В этот раз получили 2,3 млн. рублей – немного, конечно, но 14 школ смогут обновить парк инструментов.
Что касается педагогов, то колледжи и училища выпускают их достаточно, однако на село, особенно в восточные районы, они не едут, а государственного распределения, как известно, сейчас не существует. Между тем именно в сельской местности та же музыкальная школа – порой главный и единственный центр эстетического образования и воспитания… Сохранить эти центры – наша задача.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
