Парадоксы детства
Ольга Трошина, ставропольский психолог с пятнадцатилетним стажем, сделала вывод, что постепенно смещаются родительские ориентиры в выборе путей, методов, средств воспитания детей. Точнее, поправилась она, воспитание перестало быть доминантным в общении «отцов и детей». Его (успешно ли?) пытается заместить обучение.
Я отчасти согласилась с ней. Что далеко ходить – вспомнила и сопоставила свое детство с детством моей девятилетней дочери. Первое, чему вдруг поразилась – перевесу ежедневного свободного времени у меня той поры: хватало не спешно текущих часов на игры, беседы с подругами, общение в семье, на упоительное безразборное чтение, и на тренировки, и на выгуливание собаки. А уроки лишь оттеняли жизнь – степенью ответственности, крепнущей из года в год. Не помню тяжести учебной нагрузки, давления со стороны родителей, а также того, чтобы мои домашние задания кем-то проверялись.
Многие ли из нас, нынешних мам и пап, могут поделиться подобными ощущениями безмятежности, участвуя в жизни детей нового века? Вопрос скорее риторический. Зачастую случается так, что ребенок позиционируется родителями как равноценная (читайте взрослая) личность. «Продвинутые» родители занимаются всесторонним развитием малыша, и он их непременно радует, впитывая, как губка, схватывая на лету. Возникает вопрос: а что потом?
- Развитие, опережающее возраст, конечно, восхищает родителей и подвигает их более ускоренными темпами двигаться вперед, – поясняет психолог. - Бросаются все силы и все детское время на учебу, языки, посещение дополнительных занятий. Что происходит в таком случае с психикой ребенка? Как натянутая тетива, какое-то время выдерживающая усиливающуюся нагрузку, в определенный момент должна освободиться от напряжения, так и тонкое психическое самочувствие ребенка должно переживать смену гармонично распределенных нагрузок. Иначе – беда. От заикания, детских страхов, повышенной возбудимости, агрессии - до глубоких психосоматических расстройств и ухудшения общего самочувствия. Позвольте ребенку жить в динамике возраста. К примеру, время тематического занятия с четырехлетним малышом не должно превышать пятнадцать-двадцать минут... И потом, именно в раннем возрасте необходимо работать с душой ребенка – открывая ему богатство доверия, понимания, милосердия, благородства и прочих качеств, научить обращать внимание на трагическое и прекрасное, научить общаться. Это, на мой взгляд, не менее важно для дальнейшего комфортного самоощущения растущего индивидуума.
В связи с этим мне припомнилось родительское собрание в детском саду сына. После рядового решения материальных вопросов и обсуждения проблем житья-бытья обитателей младшей группы поднялся один из пап и стал пристрастно допытываться о программных устремлениях и творческих возможностях педагогов группы.
– Почему, - спрашивал он, - вы не можете обеспечить индивидуальный подход к обучению моего ребенка? Ну и что, что у вас их тридцать и половина двухлетних, при чем тут питание, сон и прогулки! Что мне ваше патриотическое воспитание! Как преподаются основы математики, грамоты?.. Мы же платим за садик!
Правда, остальные представители родительской составляющей были более благоразумны. Или им было все равно: дискуссии не получилось, отмолчались и разошлись. Напоследок поразил один материнский комментарий:
- Пусть воспитывают любовь к природе и Отечеству – это ничего не даст. И не в учебе дело. Сейчас надо характер иметь зубастый, чтоб свое не упустить. А на других нечего оборачиваться. Упор надо делать на себя…
Шла в тот вечер домой, задумавшись, хорошо ли, что до сих пор и неизменно мы с мужем взращивали в своих детях доброту и бескорыстие, искренность и человечность, желание дружить, помогать, делиться – уверенные в том, что их интеллектуальные старты еще впереди. А может, уже что-то пропущено, утеряны крупицы индивидуальной, особенной одаренности, и виноваты мы, убежденные, что у детей должно быть детство?.. Вдруг не успеют?
А дома мой младший, трехлетний, прижался ласково, затих на руках.
- Кем ты станешь, когда вырастешь, сынок? - спрашиваю. (Ведь из того, кем он хочет быть, следует, кого мы воспитываем). - Думаю, скажет – рыцарем, богатырем, воином…
- Папой, конечно, - просто и истинно отвечает сын.
Тогда и поняла, что талантливость всякого ребенка проявляется по-своему. И что в нашем конкретном случае важно, чтобы мой мальчик стал счастлив именно так: сердцем чувствуя главное.