00:00, 24 октября 2006 года

Цены на топливо погубят Россию

- Евгений Яковлевич, буквально несколько дней назад по всей России прошел «Марш пустых канистр». Против роста цен на топливо протестовали автомобилисты, дорожники, машиностроители, сельхозпроизводители и люди многих других профессий…

- Вас это удивляет? Ведь у нас уже был «Марш пустых ведер»!

- Конечно, удивляет. Ведь в нашей современной жизни достаточно трудно найти единомышленников даже среди представителей одной профессии и сплотить их.

- А рост цен на топливо – это беда не только автомобилистов, а всего населения России. Немыслимые, ничем не оправданные цены на топливо заложены в каждом продукте, который в нашей стране производится и потребляется. Почему работники сельского хозяйства не получают прибыли? Да потому что 60-70 процентов в цене зерна – это топливо. И что ни возьми – везде так. От рождения и до смерти человек связан с ценой на топливо. Прости господи, и гробы у нас дороги только потому, что в их стоимости топливо занимает не последнее место. Цены топливных монополий «тянут» за собой удорожание всех товаров. Нас убеждают в том, что ВВП растет, а народ в то же время беднеет. Промышленность деградирует только потому, что монополисты – нефтяники, энергетики, газовики и металлурги – при поддержке правительства ежегодно повышают цены на энергоносители и металл.

- Еще два года назад, когда на Ставрополье приезжал спикер Совета Федерации Федерального Собрания России Сергей Миронов, вы на встрече с ним поднимали тему безудержного роста цен на сырье и тарифов на энергетические ресурсы. Вы тогда говорили о том, что эта проблема - государственного значения, уход от решения которой тормозит экономическое развитие страны. Изменилось ли что-то за это время?

- Нет, конечно. И я убежден в том, что это целенаправленная политика монополистов, направленная против нашей страны и нашего народа.

- Евгений Яковлевич, увольте: звучит, как призыв ЦК КПСС из нашего с вами не очень далекого прошлого. А аргументы? А факты?

- Извольте. За последние три года в России цены выросли на бензин на 186 процентов, на дизельное топливо - на 236 процентов. Динамика роста - в восемь-десять раз выше европейской. Это ни в какие ворота не лезет, ведь в ряде европейских стран бензин и дизтопливо вырабатываются из нашего, российского сырья. И более того, ввозимая в Европу нефть облагается акцизами, доходящими до 70 процентов. Тем не менее там цены повысились всего на 0,8-42 процента. Потому что западные страны и страны бывшего СЭВ сумели создать комплексную эффективную систему защиты своих потребителей от роста цен на энергоносители. Их правительства, используя возможности законодательно-правовой базы и механизмы ее реализации, сумели свести до минимума негативные колебания воздействия роста цен на топливно-энергетические ресурсы во всех сферах экономической и социальной жизни. У нас же не рост цен, а просто беспредел. Наше родное правительство этого «не видит и не знает». А если знает, то молчит.

- В чем же причина повышения цен?

- В первую очередь, в том, что ценовой политикой на топливо на федеральном уровне занимаются разрозненно и некоординированно несколько министерств и ведомств, а также сами субъекты рынка – автозаправочные станции. Плюс к этому в России отсутствуют комплексное реально действующее правовое поле, адаптированное к новым экономическим условиям, быстродействующие механизмы его реализации, способные эффективно осуществлять государственную ценовую политику, не допускать сговора монополистов.

- Существует мнение, что такая динамика роста цен в нашей стране вынужденная и обусловлена международной конъюнктурой и привязкой налоговой базы топливно-энергетических ресурсов на внутреннем рынке к экспортным поставкам. Такая политика, мол, позволит добиться того, чтобы рентабельность топливно-энергетического комплекса превысила 100 процентов…

- Конечно, позволит! За счет снижения рентабельности других секторов экономики, что мы уже и наблюдаем, а также снижения уровня жизни населения, что тоже происходит у всех на глазах. Посмотрите, за счет чего идет прирост прибыли в топливно-энергетических компаниях. Особенно это заметно на примере энергоемких транспортных систем. Сейчас здесь доля топливной составляющей выросла в два-три раза и составляет в общей сумме затрат 40-50 процентов. То есть, куда бы мы ни ехали, более половины мы тратим на бензин, а все остальное должно покрыть эксплуатацию и ремонт транспорта, зарплату и многое другое. В результате даже в такой ранее высокорентабельной отрасли, как международные автомобильные перевозки, – спад, более трети предприятий стали убыточными. Такое же положение и в других сферах автоперевозок. Работа автотранспорта на критической точке рентабельности автоматически исключает возможность обновления подвижного состава. Такая политика рано или поздно приведет к ликвидации предприятий транспортного машиностроения и автотранспортных организаций.

- Как кажется, и не только их…

- Вполне возможно. Потому что, глубоко убежден, «большинство экономически развитых государств проводит политику в интересах ведущих фирм своих стран и транснациональных корпораций, которая зачастую нацелена на ослабление влияния России на мировых рынках». Впрочем, в этом убежден не только я, так как цитирую директора Федеральной службы безопасности России Николая Патрушева. Так что мои опасения - это не призыв времен ЦК КПСС, а вполне реальная угроза экономической безопасности нашей страны. Именно в этом русле нужно трактовать позицию западных политиков, толкающих Россию на увеличение цен на топливо и энергетические ресурсы на внутреннем рынке.

- Ну, ладно, толкают. Неужели у нашего правительства нет ума, сил, средств, чтобы противостоять этим толчкам?

- Увы, должен констатировать, что правила игры на рынке и существование большинства секторов экономики зависят не от действий государственных органов и правительства, а от корпоративных аппетитов сырьевых компаний и их возможности лоббировать свои интересы во всех ветвях власти. В своих, и только в своих, интересах топливно-энергетические фирмы и их лоббисты поддерживают идею «выравнивания цен». Они мотивируют это тем, что цены на бензин и дизтопливо в России составляют всего лишь 60 процентов от их стоимости в западных странах. При этом они не хотят замечать даже такого простейшего фактора, как климатические условия. Температурный режим у нас, например, в два-три раза менее благоприятный, чем в западных странах. А это значит, что у нас в три-четыре раза выше затраты на содержание производственных и жилых помещений, что при низких минусовых температурах автомобили и другая техника расходуют топлива на 15-20 процентов больше. Есть и много других факторов, с которыми нельзя не считаться. Взять хотя бы необходимость технического перевооружения промышленных предприятий, обновление пяти миллионов автомобилей, пяти тысяч самолетов и 25 тысяч судов. Деньги, необходимые для этого процесса, увы, так и не появятся, если цены на топливо не будут снижены.

- И каков же выход? Существует ли он?

- Конкурентоспособность российских предприятий и транспортных фирм в реально существующих нынче условиях технического и технологического оснащения должна обеспечиваться не за счет низкой заработной платы россиян. А за счет того, что у нас цены на топливно-энергетические и другие ресурсы в три-четыре раза ниже, чем у зарубежных конкурентов. Нарушение этого баланса ставит российских товаропроизводителей, транспортников в заведомо проигрышные условия.

А между тем выход из этого замкнутого круга есть. Нужно немедленно – в течение нынешнего и следующего годов - принять полный пакет законодательно-правовых актов, обеспечивающих проведение гибкими рыночными инструментами государственной политики по защите равных условий для всех субъектов рынка. Но считаю, что они будут действовать эффективно только при принятии еще ряда законов – о лоббировании, о бухучете, отчетности и аудите, соответствующих мировым стандартам, о сверхприбылях, предусматривающих изъятие до 90 процентов их, об ускоренной амортизации. Нужен и «антитрестовский закон», жестко регулирующий слияние компаний и содержащий неотвратимые механизмы применения санкций по сговору участников рынка.

А до принятия всего этого пакета ситуацию смог бы исправить указ президента РФ, разрешающий рентабельность топливно-энергетического комплекса не выше 20 процентов, предусматривающий изъятие 80-90 процентов сверхприбыли и ответственность за сговор в сумме десяти процентов от дохода.

- Два года назад вы вместе с депутатом Ильей Прокопенко предлагали Сергею Миронову и в его лице всей федеральной власти заморозить тарифы всего на один год и обещали, что она, власть, увидит, как страна шагнет вперед…

- Власть этого увидеть не захотела. Но я далек от пессимизма. Рано или поздно сделать все, что я предлагаю, заставит логика жизни и усиливающиеся протестные выступления народа.

- Кстати, от народа-то не скроешь тот факт, что многие госчиновники успешно функционируют на рынке ГСМ. Зачем им рубить сук, на котором так хорошо сидится…

- Поэтому нужно в категоричной форме запретить госчиновникам, муниципалам заниматься топливным бизнесом (если такие факты имеются) и потребовать от депутатов Госдумы России от нашего края, от представителей Ставрополья в Совете Федерации лоббировать интересы потребителей, а не монополистов.