Арендовать… полномочия
Выводы, увы, неутешительные: если ситуация в скором времени кардинально не изменится, мы рискуем потерять федерацию. Россия может превратиться в административное или унитарное государство.
Главную угрозу российскому федерализму участники семинара усматривают в «неправильности» распределения полномочий между центром и субъектами Федерации. Как отметила в своем докладе кандидат юридических наук Екатерина Чурсина, попытки четко поделить полномочия между ними предпринимались не раз. Но к общему знаменателю прийти пока не удается: как ни крути, остаются сферы общего приложения усилий, где власти всех уровней должны действовать сообща. Нередко возникает путаница, а случается, что дело доходит и вовсе до абсурда. Так, докладчик привела пример: при нынешней системе распределения функций власти получается, что должность Уполномоченного по правам человека в крае должна быть немедленно упразднена по причине «нецелевого использования бюджетных средств».
- Ничего себе… - лишь вымолвил от удивления, услышав такое, сам уполномоченный - Алексей Селюков.
Или другой пример – с распределением национальных богатств. Вопросами водного хозяйства ведает федеральный центр, соответственно и весь водный налог идет в государственную казну. Случись завтра в крае, не дай Бог, наводнение – местные власти, получается, не могут устранять его последствий. С принятием Водного кодекса в ведение краевых властей отошли пруды и обводненные карьеры. И все. А как же Ставропольский канал, который строился поколениями местных жителей, и другие крупные водные объекты, недоумевали члены экспертного совета. Но к возгласам, доносящимся из регионов, в центре, увы, глухи, с досадой констатировали участники семинара.
Другая проблема - чрезмерная централизация власти. Львиная доля полномочий уже сосредоточена в руках федерального центра, который, не желая отдавать их регионам целиком, как бы сдает в аренду - делегирует сверху вниз. Таким образом, выстраивается четкая административная вертикаль власти, по сути, лишающая регионы самостоятельности. Что только усиливает зависимость местных бюджетов от федерального.
Между центром и регионами возникает, как выразилась начальник правового управления администрации Ставрополя Ольга Стукалова, объективная конкуренция. А, кроме того, при наполняемости местных бюджетов прижилась и процветает иждивенческая политика: чем больше муниципальное образование зарабатывает, тем больше отдает в общую казну, и получается, что одни населенные пункты фактически кормят другие, резюмировала О. Стукалова. Как тогда городам развиваться?
На семинаре не раз подчеркивали необходимость диалога между центром и регионами: важно, чтобы обе стороны научились слышать друг друга. А Москва - еще и считаться с интересами субъектов Федерации. К примеру, при рассмотрении очередного «спорного» законопроекта в Государственной Думе РФ не плохо бы учитывать мнения местных парламентов. И, если против нововведения выскажутся большинство регионов, следует снимать его с обсуждения.
Еще один из вариантов совершенствования существующей системы разграничения властных полномочий - по договору, который бы учитывал специфику и многообразие каждого региона. Будь то Ставрополье, обеспечивающее продовольственную безопасность России, или любой другой. А в качестве полигона для правового эксперимента и обкатки такого договора участники семинара предложили наш край.