00:00, 21 октября 2006 года

Устремленная в будущее

Между тем еще в мае 2006 года на отчетно-выборной конференции Союза издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП) его президент и председатель исполкома оргкомитета Международной профессиональной выставки «ПРЕССА» Ольга Никулина, оценивая работу выставки за 14 лет, отметила ее концептуальное соответствие глобальным процессам, происходящим в современной экономике, в частности, переходу индустриального общества в постиндустриальное. Эта часть выступления привлекла большое внимание участников конференции. Именно тогда и возникла идея взять интервью у Ольги Никулиной и поговорить о выставке с позиций постиндустриального общества. Наш разговор состоялся за месяц до открытия выставки «ПРЕССА-2007», по прошествии пяти месяцев со дня отчетно-выборной конференции, а вопросы, составленные еще в мае, как это ни странно, сегодня стали еще более актуальными. Правда, беседа получилась несколько не-обычной. Порой забывалось о том, кто кого интервьюирует, и от этого разговор вышел живым, содержательным и очень интересным. В общем, судите сами.

- Ольга Вячеславовна, в своих выступлениях вы часто говорите о происходящем сегодня в мировой экономике процессе перехода индустриального общества в постиндустриальное. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Построение любого интервью предполагает, что журналист задает вопрос, а интервьюируемый отвечает. Я позволю себе сама задать вам вопрос. Что является мерилом ценностей в индустриальной экономике?

- Деньги, наверное…

- Да, вы правы, капитал. Формула «товар - деньги - товар» действует четко и безотказно, принося владельцу гарантированный доход, который поддается элементарным подсчетам. Так было всегда. Но сегодня ситуация стремительно меняется. С развитием информационных технологий, с повышением интеллектуального уровня человеческой цивилизации, в условиях затоваривания рынка, появления множества одинаковых, однотипных товаров и множества собственников, то есть владельцев капитала, на первое место выходит вопрос: не ЧТО продавать, а КАК продавать. То есть основным измерителем эффективности в постиндустриальном обществе является впечатление.

- Вы не могли бы пояснить это на примере?

- Конечно. Например, любая интернет-компания, создавая сайт, прилагает только интеллектуальные усилия для его разработки и раскрутки, а покупатель оценивает интернет-порталы в миллионы, а иногда и миллиарды долларов. Дороже, чем автомобильные концерны! Что оказывается объектом такой оценки?

- Впечатление, оказываемое сайтом на пользователя...

- Да. Суммарное впечатление, оказываемое на максимальную группу людей. Это формула подсчета доходности в постиндустриальном обществе. Ведь, возможно, у владельца сайта нет даже и офиса (при желании любой разработчик интернет-портала может работать дома), а значит, и нет капитала. То есть в современной экономике значение капитала снижается, а на первое место выходят интеллектуальные ресурсы, человеческий фактор, который и предопределяет прибыль.

- Значит, приоритет за количеством нужного впечатления и качеством коммуникации?

- Безусловно. При переходе индустриального общества в постиндустриальное капитализацию любой компании начинает определять не величина капитала, а грамотный маркетинг и коммуникационная стратегия. А что является основными инструментами в их реализации?

- Средства массовой информации: пресса, Интернет…

- Правильно, вот вы и подтвердили мои слова, которые я говорила на конференции о выставке «ПРЕССА» - самом перспективном и глобальном проекте СИРПП. Выставка «ПРЕССА» является закономерным явлением процесса перехода индустриального общества в постиндустриальное. То, что выставка «ПРЕССА» работает на протяжении 14 лет и успешно развивается, выходя ежегодно на новые рубежи, подтверждает ее полное соответствие законам постиндустриального общества. А как определяется капитализация любого СМИ?

- Количеством его читателей.

- Именно поэтому особое, можно даже сказать, приоритетное внимание выставка «ПРЕССА» всегда уделяла читательской аудитории. Формированию любви и интереса к чтению. Выявлению и поддержке качественной, высокопрофессиональной прессы. В прошлом году к этой работе с энтузиазмом подключились и библиотеки России. При содействии Российской библиотечной ассоциации был учрежден Знак отличия выставки «ПРЕССА» «Золотой фонд прессы», аналогов которому в мире нет. С мая 2006 года РБА взяла Знак отличия под свой патронат. А интерес, который проявляется сегодня к «Золотому фонду прессы» со стороны не только российского, но и зарубежного библиотечного и медиасоообщества, позволит Международной профессиональной выставке «ПРЕССА» стать регистратором качественной прессы всего мира, то есть мерилом нужного впечатления и качественной коммуникации – основных ценностей постиндустриального общества.

- Это позволяет предполагать, что у выставки «ПРЕССА» большое будущее?

- Я в этом уверена. В XIII Международной профессиональной выставке «ПРЕССА-2006» приняли участие около 2 тысяч средств массовой информации, среди них редакции из 87 регионов России, СМИ Республики Беларусь. А заявки на участие в «ПРЕССЕ-2007» подали более 3 тысяч СМИ. Уже в начале октября были заняты все ранее запланированные экспозиционные площади, и нам пришлось изыскивать дополнительные возможности для размещения стендов. О соответствии выставки законам постиндустриального общества говорит и то, что среди участников «ПРЕССЫ-2006» были не только медиакомпании, но и крупные корпорации, такие, как РАО «ЕЭС», «Газпром», «Северсталь», Магнитогорский металлургический комбинат, концерн «Силовые машины», СУАЛ-холдинг, «Уралсиб», то есть самые мощные операторы российского рынка, которые понимают значение коммуникационной политики для развития компании.

- То есть выставка «ПРЕССА» сегодня фактически выходит за рамки профессионального форума?

- Выставка «ПРЕССА» является уникальным, единственным в мире подобным медиафорумом и, по сути, уже стала национальным достоянием. Интерес к ее работе проявляют не только медиасообщество и бизнес, но и органы законодательной и исполнительной власти. Свои приветствия в адрес выставки «ПРЕССА-2007» традиционно направляют известные государственные и общественные деятели, губернаторы, депутаты, руководители крупнейших компаний России. Почетным гостем выставки в связи с крупной юбилейной датой, 450-летием вхождения в состав России, станет Республика Башкортостан, которая отметит это событие на «ПРЕССЕ-2007» грандиозными, масштабными праздничными, юбилейными мероприятиями.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, каковы основные темы, направления «ПРЕССЫ-2007», кто участники?

- Секретов нет. Девиз выставки неизменен: «На службе читателя – на службе России». Он оправдывает себя, так как определяет стратегию выставки «ПРЕССА» - содействие формированию образованной и высокодуховной нации, а это было и остается одной из важнейших государственных задач. Этой же цели как нельзя лучше соответствует проведенный при поддержке Совета Федерации Всероссийский конкурс СМИ «Приоритетные национальные проекты в зеркале прессы», который открывает новые перспективы развития периодической печати, тесно взаимодействующей с обществом и государством на благо России. Итоги конкурса будут названы на церемонии открытия выставки «ПРЕССА-2007», которую проведет президент Российского союза прессы. А сама XIV Международная профессиональная выставка «ПРЕССА-2007» ознаменует новый этап развития медиаиндустрии.

Ольга Глаголева