Когда наступает "момент истины"
С началом каждого сезона театралы связывают ожидания новых интересных встреч с настоящим искусством. Даже если порой эти ожидания не оправдываются, оборачиваясь разочарованием, все равно, с появлением свежих афиш сердце истинного театрала трепещет в предвкушении. А как сам театр переживает этот период, чего он ждет от свидания со своим зрителем? Об этом наша беседа с Евгением Луганским, директором Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова.
- Итак, Евгений Иванович, с каким настроением и в какой творческой форме театр вступает в новый сезон?
- Буквально на днях мы провели заседание художественного совета, утвердили репертуар на весь год, и можно с уверенностью сказать: сезон будет интересный, насыщенный. Как уже писала ваша газета, он открывается весьма оригинальной постановкой пьесы Надежды Птушкиной «Браво, Лоуренсия!». Интригующая и одновременно симпатичная современная комедия. Важно то, что ее автор чутко слышит наше время! Мы убедились в этом на примере «Неугомонной». И нынешний спектакль вновь получился, по-моему, душевный, теплый. На такие постановки зритель откликается, ловит буквально каждую фразу, потому что ему все происходящее близко и знакомо. Здесь зритель встретится с прекрасным исполнительским ансамблем, увлеченной игрой актеров. Народная артистка России Вера Рабовская в спектакле просто великолепна! Интересны здесь и Игорь Барташ, и Людмила Дюженова… Рядом с ними молодежь – в лице Евгении Капраловой, студентки факультета искусств СГУ, несомненно талантливой девушки.
- Многие отмечают, как в последние годы профессионально вырос, поднялся на иной качественный уровень Игорь Барташ. Причем он одинаково органично смотрится и в комедийных, и в серьезных работах.
- Очень глубокий, разноплановый артист! Думаю, его творчество последних лет достойно отдельного разговора. Кстати, в «Лоуренсии» он вновь предстает в необычном качестве…
За серьезную вещь по известному роману Кена Кизи взялся заслуженный деятель искусств Валентин Бирюков: его спектакль «Полет над гнездом кукушки» станет второй премьерой сезона. Не буду предвосхищать событий, но, думаю, эта постановка обязательно привлечет широкого зрителя. Вижу, как азартно, вдохновенно работают и артисты, и вся постановочная часть на репетициях… Совсем скоро, 6 ноября, мы приглашаем поклонников заслуженного артиста России Михаила Мальченко на его юбилейный вечер-бенефис.
Затем народная артистка России Наталья Зубкова как режиссер начнет работу над пьесой известного драматурга Леонида Зорина «Царская охота». В основе сюжета – страницы русской истории в преломлении человеческих судеб. Княжна Тараканова, борьба за власть, за престол, любовь и предательство – все это никого не оставит равнодушным. К Новому году традиционно поставим сказку для юного зрителя – «Царевну Несмеяну» Льва Корсунского, причем хотим пригласить в качестве постановщика молодого режиссера, выпускника ГИТИСа. Возможно, с прицелом на будущее, вы ведь знаете, что театр продолжает поиск интересных постановщиков.
Собираемся также поставить снова Рэя Куни – «Смешные деньги». Спектакль «Люкс» по его пьесе «Окно!» убедил нас в том, что этот драматург созвучен нашему зрителю. «Смешные деньги» – очень популярная пьеса во всем мире, а мы ведь стараемся идти в ногу с современной театральной жизнью России, видим, каковы тенденции. А у Куни стильные, красивые, нравственно крепкие пьесы, с глубоким смыслом и актуальны по звучанию.
К окончанию учебного года предполагаем выпустить музыкальную сказку Маргариты Рожковой «Тайна заколдованного портрета».
А вот стержнем сезона станет постановка гоголевского «Ревизора», эта пьеса не шла на нашей сцене более 50 лет, в последний раз она ставилась у нас в далеком 1952-м. А ведь это подлинное чудо драматургии!
- И кому же вы собираетесь поручить сотворение сценического чуда?
- Это пока пусть останется нашим секретом! Есть две кандидатуры приглашенных режиссеров.
- Помнится, весьма удачно поставил «Женитьбу» Гоголя Валентин Бирюков… А вообще ставить Гоголя сложно уже потому, что слишком вроде бы все знакомо со школьной скамьи, ничего как будто нового ждать не приходится…
- Желание пригласить постановщика обусловлено тем, что очень хочется какого-то свежего взгляда на классику. Внешне пьеса карикатурна, образы «ходячие». Но сколько великих актеров, настоящих корифеев с удовольствием играли Гоголя в разные времена! Причем все сходились в одном: «Ревизора» карикатурно играть нельзя, из этого ничего не получится. Надо играть че-ло-ве-ка. Потому что так много гоголевского в нас нынешних, помните – «Над кем смеетесь, господа?!.. Молодой Гоголь – основоположник реализма в отечественной драматургии, и работать с такой драматургией – уникальная школа для каждого театра и каждого актера. Кстати, пьеса привлекла еще и тем, что в ней будет занято большинство труппы, а для актеров так важно видеть перспективу сезона, это придает работе стабильность, приносит удовлетворение. Кроме того, у нас есть договоренность с министерством образования края о введении в репертуар произведений учебной программы, а этому как нельзя лучше соответствует гоголевский «материал».
- Работать с юным зрителем – еще одна давняя традиция театра, приносящая не только пользу школьной программе, но и помогающая выращивать своего зрителя.
- Вы правы. В минувшем сезоне, кстати, у нас были удачные совместные проекты с краевой филармонией по поэзии Есенина и Рубцова, вошедшие в школьный абонемент. Театр дает возможность глубже познакомиться с творчеством наших великих русских поэтов. В декабре эту программу пополнит аналогичный литературный спектакль по творчеству Тютчева. Школьные абонементы, внедряемые двумя краевыми министерствами – культуры и образования, – действуют не только в театре, но также в музеях и филармонии. Замечательная форма работы с молодой аудиторией. Абонементная система отличается от той, что была когда-то в советские годы: ребят не загоняют силой на «культурное мероприятие», а предоставляют выбрать самим, что им нужно и интересно. Да и стоимость абонементов для школьников и – подчеркну – их родителей существенно ниже обычной цены на билеты, которая у нас и сама по себе невелика. К счастью, есть педагоги и директора школ, которые сами любят театр, понимают его значение. А ведь как важно всем нам понимать: если дети будут существовать на эмоциональном «нуле», никакого продвижения вперед у общества не будет. Ребята, регулярно приходящие в театр, становятся настоящими театралами. Целое поколение таковых вырастил, например, поставленный в середине 90-х годов спектакль «Дикарь»: молодежь его обожала, смотрела по нескольку раз.
- Наверное, потому, что это был очень светлый, романтичный спектакль. Юность всегда к этому тянется. Мы сегодня нередко воспринимаем новые поколения циничными, развращенными, а ведь в них живет то же неистребимое желание прекрасного.
- Если его не поддерживать, вот тогда молодежь и будет брать от жизни одни лишь мерзости… И противостоять этому - благородная роль театра. Еще до официального открытия сезона театр успел активно поездить по краю - с успехом выступил в Невинномысске, Светлограде, Новоалександровске, Донском… Эту практику нам хотелось бы продолжать, но для ее реализации нужна добрая воля местных властей.
Открытия сезона, должен сказать, ждет не только публика. Весь театр – в ожидании встречи со зрителем. Без зрителя нет театра. Когда зал полон и отзывается на происходящее, только тогда и наступает для нас «момент истины». Зритель рождает спектакль вместе с артистами! Единство сцены и зрительного зала дает неповторимое ощущение жизни, такое, которое, быть может, человек никогда не испытывает в повседневности. А что сказал в свое время тот же Гоголь? «Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра!» Это вечно. Недаром же Николай Васильевич остается по духу нашим современником.