00:00, 26 сентября 2006 года

В оранжереях эксперимента

Если отбросить иронию булгаковской цитаты, то можно утверждать, что дом, где вызревают таланты, в Ставрополе есть. Это лицей-интернат Северо-Кавказского государственного технического университета для одаренных детей Ставропольского края. Пять лет назад ректор СевКав-ГТУ, академик Борис Синельников организовал в вузе группу из ученых (в основном педагогов и психологов), которая разработала проект создания особого учебного заведения для старшеклассников. Его цель – готовить будущую научную элиту. За прошедшие годы лицей закончили 118 человек. 12 выпускников поступили в столичные вузы, остальные учатся на разных факультетах СевКавГТУ. 80 процентов – отличники, больше половины серьезно занимаются исследовательской деятельностью. В выпуске 2006 года практически каждый лицеист - победитель или призер научных олимпиад разного уровня. Цель эксперимента достигнута за счет удачного включения «школяров» в университетскую среду, о чем мечтал когда-то еще Петр Великий. В лицее преподают только вузовские преподаватели, ребята ведут исследования на кафедрах под руководством ученых, выступают на студенческих научных конференциях. Лицеисты приняли участие в двух университетских экспериментальных программах, одна из которых получила Государственную премию России, а вторая – международный грант. Не последнюю роль играет здесь психологическое сопровождение процесса обучения – одаренным детям оно жизненно необходимо. Не для того, чтобы они чувствовали себя, «как ананасы в оранжереях», а как раз с обратной целью – чтобы лучше адаптировались к миру и его сложностям.

Попутно создатели лицея отработали и еще одну задачу – профильного обучения. При поступлении десятиклассники проходят серьезное тестирование, определяющее, в чем собственно они одарены: в гуманитарных науках или в естественных. Учебные программы в группах строятся соответственно этому.

Как известно, профильное обучение в этом году пришло в массовую школу, стало обязательным. Подумалось, что ученые из Северо-Кавказского гостех-университета могут быть в этой области экспертами.

В разговоре участвовали:

Надежда Клушина, доктор педагогических наук, профессор, проректор СевКавГТУ, директор лицея; Оксана Власова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии СевКавГТУ, психолог лицея.

Корр.: Насколько можно судить (я переговорила с руководителями нескольких ставропольских школ), стандартная процедура зачисления десятиклассника в профильный класс - это просто подача его заявления на имя директора. Считается, что в 14-15 лет подросток способен выбрать, чему учиться и кем быть. Так ли это?

Оксана Власова: Это и есть наиболее сложная проблема. Социальная. На ребенка, как правило, влияет не собственное осознание своих возможностей, потенциалов, ресурсов, а среда, которая его окружает. Написал хорошее сочинение, учительница похвалила - значит, я гуманитарий. Родители считают, что все юристы много зарабатывают, - пойду в юридический класс.

Мы детей при наборе тестируем, выясняем, как они себя видят сами. Но любые тесты могут выявить лишь склонности, тенденции. А способности в той или иной области проявляются в конкретной деятельности. У нас - через исследовательскую работу лицеистов на различных кафедрах. Был случай, когда девочку зачислили на гуманитарное отделение, а потом у нее обнаружились просто выдающиеся способности по химии. (Сейчас она успешно учится на химфаке МГУ). Здесь ведь очень важно внутреннее пространственное видение протекания реакций на уровне атомов и молекул. Довольно редкий дар. Выявит ли его массовая школа, где сокращено количество лабораторных занятий, экспериментальной деятельности, где не хватает оборудования, реактивов... Далее. Раньше каждый ребенок с 11 до 17 лет мог прийти во Дворец пионеров, перебрать несколько кружков, чтобы понять, к чему душа лежит. Сейчас большинство секций, кружков платные, не всем доступны.

К тому же мало просто сделать выбор профессии, нужно еще нести за него ответственность. А это, по данным психологии, возможно не раньше 16-17 лет.

Есть и другие возрастные особенности. Например, известно, что у многих именно в 16-17 начинают проявляться математические способности. А подросток уже учится в гуманитарном классе, где количество часов математики сокращено. Между прочим, на самом деле, гуманитариев не так уж много, часто это нераскрывшиеся «технари» и естественники, которых школа просто упустила.

Профильное обучение, осуществляемое штурмом, по приказу, может сыграть роль затора для раскрытия способностей. Научная основа профилизации у нас в стране пока не наработана, фундаментальных трудов нет. И получается, что мы опять идем волюнтаристским путем: попробуем, посмотрим, что получится...

Надежда Клушина: Профильность такого учебного заведения, как, например, лицей при университете, обоснована его целью готовить научную элиту. Мы видим детей не только своими будущими студентами, но и аспирантами, докторантами. А в массовой школе для чего ее вводят, кто точно скажет? Чтобы ребенок выбрал направление дальнейшей учебы в вузе? А те, кто не определился, кто пошел в так называемые универсальные классы, что после школы будут делать? Где в крае система, которая позволит им реализоваться? Профтехучилища реорганизованы, разрушены, среднее профессиональное образование переживает не лучшие времена... Я не против профильного обучения, я против его неподготовленности. Ведь не только с психологами не посоветовались, но и широкого общественного обсуждения не было, массовой подготовительной работы с родителями.

Это моменты организационные. А есть - касающиеся содержания обучения. Чего греха таить, просто перекроили программы, увеличили количество часов на тот или иной цикл предметов за счет уменьшения объемов других дисциплин. Но ведь тем самым у ребенка сужаются возможности мировоззренческого восприятия. И такая узкая специализация намечается чуть ли не с 5 класса. В 4-м - первое предпрофильное тестирование...

О. В.: Наша лицейская психологическая служба провела исследование, подтверждающее, что в обществе есть тенденции не только к узкой специализации, но и к универсализации. Это тоже нужно учитывать.

Мы проанализировали более 1000 вакансий на рынке труда в Интернете. И выявили интересную вещь: существует некий интегральный комплекс востребованных качеств. Это духовная активность, в том числе при принятии решений; интеллект (не узко направленный) и коммуникативность. Вот что должна развивать школа, чтобы ее выпускники стали успешными.

Корр.: Что еще вы могли бы посоветовать исходя из своих наработок?

Н. К.: Давайте смотреть объективно. Профильное обучение в школах уже ввели, хочет общество этого или нет. Нужно думать, как максимально оптимизировать процесс, соблюдая принцип «не навреди». В первую очередь, очень взвешенно, без свойственного нам «энтузиазма», подойти к перераспределению часов. Помимо соответствующего тестирования, обязательно создать какие-то минимальные возможности включения школьника в активную творческую деятельность, которая развивала бы его способности в рамках и вне профиля.