Когда повод становится «поводком»
- Алексей Кириллович, вообще насколько остро стоит проблема свободы слова в российских регионах? – При том, что эта проблема является общей для всей страны, в каждом отдельно взятом регионе складывается своя, принципиально отличная от других, ситуация. Например, можно утверждать, что в Рязани вообще нет проблем со свободой слова. Проблема гласности там – вопрос давно решенный. А вот слышимость у тех, кто «наверху», начисто отсутствует. Писать рязанские журналисты могут о чем угодно, но на их публикации никто не реагирует. Другой пример – Тверская область. Объединение из сорока региональных газет держит в страхе областную администрацию, добиваясь при этом определенных привилегий и помощи. И редакторы утверждают, что за это они не расплачиваются содержанием своих газет… О такой свободе слова могут только мечтать в Пензе, где власть вообще отвернулась от прессы.
Поэтому приходится журналистам где-то прогибаться, а где-то сопротивляться. А в основном сложившаяся ситуация более или менее всех устраивает. В российских регионах различна только мера преодоления или примиренности с существующими недостатками.
– Как вы оцениваете итоги нашего семинара?
– Два-три года назад подобные встречи могли завести ту паровую машину, которой и является пресса. Сегодня же это просто возможность для журналиста «выпустить пар». Сочинский семинар носил характер индивидуальных консультаций. Хотя в то же время от обсуждения таких общих вещей, как взаимоотношения власти и прессы, нам никуда не уйти. И на мой взгляд, об этом стоит говорить. Ученые, журналисты-практики и представители властных структур совместно попытались четко оформить свою мечту. Мы нарисовали идеальную картину взаимоотношений: нам важно знать, к чему надо стремиться.
Кроме того, очень важно сегодня проанализировать, как в регионах работает наш единый закон о СМИ. Это дает полное представление о тех перспективах, которые ожидают журналистику той или иной области. Ведь совершенно очевидно, что в субъектах России существуют определенные редакции этого закона: одни статьи «выбрасываются» и забываются, другие, наоборот, каким-то образом негласно появляются.
– А как бы вы определили роль современных журналистов в треугольнике «СМИ – власть – общество»?
Если представить себе общество как корабль, то власть – это очередная сменная команда в капитанской рубке. Общество –тот киль, который обеспечивает устойчивость кораблю. А вот пресса – это служба килевого блока, реально обеспечивающая устойчивость общества и определенную сопротивляемость к инициативам капитанской рубки. Пресса должна следить за тем, чтобы сумасшедший капитан не погубил весь корабль.
На практике же получается не совсем так. Журналисты тоже мечтают залезть в капитанскую рубку и немного «порулить». Отсюда и взялось уже, кстати, понятие «четвертая власть». Такое положение дел означает, что у прессы отсутствует чувство ответственности за общественный результат деятельности власти.
Казалось бы, мы отвечаем лишь за то, что написали. Нет, пресса отвечает за то, что происходит в нашей стране. Журналисты более ответственны перед общественностью, чем власть. Последнюю избирают, а значит, при некоторых условиях могут переизбрать, а журналистов никто не выбирает. Все ли они понимают, в какую профессию пришли? Вот в чем вопрос. И пока это понимание очень размыто, особенно у молодых.
Сегодня журналисты зациклились на проблеме власти. Недавно наш фонд заказал недельный срез новостных и аналитических программ и публикаций в пяти российских городах. Нас интересовали представленные там «портреты» власти, бизнеса и общества. В среднем, 75-85 процентов газетных площадей и эфирного времени отдаются освещению и анализу деятельности властных структур. Неужели в обществе нет других проблем? Огорчительно, что мало пишут о простом человеке, что пресса забывает о том, что должна передавать «наверх» народные чаяния и настроения. Мы смотрим на себя в кривое зеркало в комнате смеха: все туловище скукожено до размеров головы, а голова растянута до размеров туловища. Власть из обычного повода превращается в «поводок» для прессы.
– Получается, что современная российская власть не понимает или не принимает функции журналистики? И вообще свобода слова у нас как-то защищена?
– В России есть вполне приличный закон о СМИ. На мой взгляд, в нем учтены все необходимые моменты, за исключением вопроса собственности, который не стоял так остро в начале девяностых. Только вот закон почему-то не всегда работает или имеет какое-то однонаправленное действие.
Хорошо, что пока не превратилась в закон известная всем доктрина информационной безопасности – первый документ, который подписал Владимир Путин по вступлению в должность. Она родилась из каких-то отвлеченных и противоречивых рассуждений, когда еще в полной мере не сформировались представления о том враге, который якобы мешает шагать стране.
Наша власть, к сожалению, работает на разрушение гражданского общества, которое только-только начало появляться. На уровне запускания слухов давно идет квалифицированная работа, в результате которой на обочину жизни «выталкиваются» полезные организации – порождение того же общества. Их уже негласно поделили на правильные и неправильные. Причем определенных принципов деления вы нигде не найдете. Чиновники при своей феноменальной закрытости в целом ситуацию осознают, вот только оставляют без изменений.
Очень большая часть судебных исков в сфере СМИ касается защиты чести, достоинства и деловой репутации. Интересно отметить, что, судя по частоте заявлений, все эти качества обнаруживаются у представителей власти в сто раз чаще, чем у простых людей, которые подобными вещами не увлекаются.
– Каким образом Фонд защиты гласности решает проблемы взаимодействия власти и прессы?
– Если сформулировать кратко, то фонд оказывает информационно-консультативную и аналитическую помощь журналистам, политикам, судам и правозащитникам. Мы пытаемся разобраться в спорах и по возможности ищем неконфликтные способы общения прессы с властью.
Но, защищая журналистику, мы вынуждены параллельно обращаться и к самой ее сути, ее приемам и порокам. Приходится признавать – качество прессы в последнее время заметно ухудшилось. Журналисты слишком многое себе прощают, а потом спрашивают, почему им не доверяют. То ли мы не сохраняем своего читателя, то ли не находим нового... На самом деле ту советскую инерцию мы еще не преодолели.
В качестве правовых нововведений для разрешения проблем я предлагаю принять закон об уполномоченном по прессе и возрождении судебной палаты по информационным спорам как его инструменте. Организовать все это по типу третейского суда. Я очень рад, что эта идея живет и на международном уровне. Ведь даже в Европе не всегда знают, где разрешать информационные конфликты. Но оговорюсь, универсального средства от всех болезней не бывает.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
