Рецепты фабрики мандатов
Ситуацию на Ставрополье видный партийный функционер в сердцах назвал «просто катастрофой». И объяснил, почему. С одной стороны, в свое время фракция «единороссов» в Госдуме края поддержала предложенную президентом кандидатуру А. Черногорова на пост губернатора. «С другой стороны, этот руководитель организовал такую работу против политических сил, что заставляет нас подойти к парламентским выборам в марте во всеоружии», - заявил А. Воробьев.
Проблема еще и в том, что на здешнем политическом ипподроме в бегах участвуют не только лошади верховых пород, но и «темные» лошадки, которые при помощи агрессивных пиар-технологий активно берут власть в городах и весях края. Там, где одномандатников ведет «партия мафии», порой проигрывает даже партия власти. «Присутствие преступных элементов и прочей братии» А. Воробьев считает еще одним «доказательством того, что сегодняшняя власть слаба». «Поэтому в Ставропольском крае мы сделаем все для того, чтобы победить, сформировать фракцию большинства и существенным образом влиять на политику региона», - сказал глава исполкома.
А помогать партии будут «Молодая гвардия» и движение «Наши», с которыми, по словам А. Воробьева, «чем дальше - тем больше будем сотрудничать», а значит, край ожидают уличные пиар-представления. Да, впрочем, ставка делается на всех передовых представителей нового поколения. В преддверии мартовских выборов на Ставрополье стартует «ПолитЗавод» - фабрика звезд для политической молодежи, где главный приз – депутатский мандат. Напомню, что в партийных списках «Единой России» теперь есть 20-процентная квота для молодых (от 21 до 28 лет) граждан. Это, так сказать, технология формирования новой политической элиты. Насколько идея удачна, покажет время. Есть опасение, что молодежное квотирование привлечет в публичную политику массу непрофессионалов. Есть и другое мнение – молодежь, будучи активной по сути, хоть как-то разбудит солидных по возрасту и статусу радетелей за народ, порой озабоченных лишь собственными или клановыми интересами. На данный момент «ПолитЗаводы» прошли уже в десяти регионах. Одна из самых закрытых партий демонстрирует поражающую открытость, что, очевидно, связано с застойными явлениями и советом «врача» обновить кровь.
Собственно, «врачом» многие считают заместителя главы администрации президента РФ Владислава Суркова. Один из самых влиятельных людей в России и, пожалуй, второй после Владимира Путина ньюсмейкер страны, пришел на медиафорум и ответил на вопросы региональных журналистов. Он полагает, что в будущем российская политическая система будет состоять из нескольких крупных партий, представляющих весь спектр настроений общества. «Объединение партий - достаточно объективная тенденция. Такие партии могут быть реально независимы от отдельных и бюрократических, и финансовых групп», - заявил В. Сурков. Стало быть, когда-нибудь на выборах мы дождемся борьбы идеологий, а не борьбы популизма и толщины кошельков.
Особую пикантность накануне больших выборов всегда приобретает тема свободы слова. И журналисты не могли не задать столь волнующий не только их вопрос человеку из Кремля, в компетенцию которого входит в том числе и работа с прессой. Никто нигде не внедряет давление на СМИ, был ответ. В. Сурков особо подчеркнул, с приходом к власти Владимира Путина ухудшения ситуации со свободой прессы не произошло. При этом он в очередной раз напомнил, что первая и вторая кнопка всегда были государственными, а НТВ, набрав огромное количество кредитов, стало жертвой не государства, а рынка. «Мы и дальше будем добиваться баланса между порядком и свободой. А если кому-то что-то за-прещают писать, нужно поинтересоваться у работодателя, к кому он попал в зависимость», - порекомендовал Сурков, обращаясь к участникам форума. Он также посетовал на присущую россиянам психологию моноцентризма. «У нас почему-то все вращается вокруг Кремля. На самом деле, все зависит лично от вас», - заявил Сурков, дав понять, что на региональные СМИ Кремль никакого влияния не оказывает. И, очевидно, оказывать не собирается. В оживленную дискуссию на тему свободы слова вступили другие приглашенные гости, в том числе епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, напомнивший журналистам об их ответственности за каждое написанное слово. «И перед страной, и перед историей, - уточнил владыка. - Свобода - это не вседозволенность. К сожалению, этот простой принцип не всем понятен».
Будущее же сегодняшнего парламентского большинства зависит не от оценок СМИ. А от того, сможет ли партия поддерживать свой уровень сложности на уровне сложности общества, полагает Сурков. Он добавил, что для этого нужна постоянная внутрипартийная дискуссия и более свободный обмен мнениями. Сами «единороссы» своим главным достижением текущего года считают окончательное формирование собственной идеологии и выход на выработку программы партии.
Самый резонный вопрос - почему своей идеологией «медведи» озаботились лишь сейчас, а не пять лет назад, когда «Единство» слилось с «Отечеством». Как считает политолог Сергей Марков, ранее «Единой России» идеология была не нужна, ибо был человек, который давал оценки разного рода событиям и таким образом ориентировал партию. Этот человек – президент. Но в 2008 году В. Путин уйдет.
Впрочем, думаю, дело не только в этом. Вербальный стержень нужен, чтобы иметь своего избирателя, а не прибившегося от левого или правого лагеря. Если верить социологам, электорат «единороссов» растет, но он растет в основном за счет разочаровавшихся в иных политических силах. В «Единую Россию» приходят как из СПС, так и из КПРФ. Это не вполне нормально. И это означает, что при появлении сильной левой или вменяемой правой силы от центристов могут отойти очень многие. Вот для чего партии нужна своя внятная идеология. Чтобы обрести самость. Есть и еще один момент. Как заметил сопредседатель высшего совета «Единой России» Сергей Шойгу, «хотелось бы, чтобы межпартийное соревнование по привлечению в партию знаковых лиц закончилось, чтобы у людей появились свои политические убеждения, которых они придерживаются».
Медиафорум, собственно, показал, что «единороссам» уже есть что сказать, но пока нечего показать. О суверенной демократии как стержневом понятии своей идеологии партийцы могут рассказывать долго и нудно, а вот программа партии на суд общественности будет представлена лишь в декабре. А до этого на протяжении двух месяцев она будет обсуждаться в региональных отделениях.
Тем временем идет процесс объединения «Родины», партий Жизни и пенсионеров, претендующих на вторую после «Единой России» роль в партсистеме. Любопытно, как меняется риторика в отношении союза трех у его оппонентов. Резкость ушла, уступив место лексике политеса, как-то: «наряду с одной системной партией выстраивается другая системная партия», «мы за консолидацию политических сил» и прочая. И лишь эмоциональный С. Шойгу не смог скрыть отношения к «искусству», сравнив создание нового блока с игрой «Зарница». «В будни люди сидят за одной партой, а по выходным делятся на синих и красных и играют искусственным оружием», - заметил главный спасатель страны, явно намекая на определенную фальшь в союзе жизненно-пенсионерных родинцев. Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов полагает, что у нового левого проекта есть предпосылки к решению такой важной задачи, как удержание на плаву российской политической системы. «Впрочем, будущее покажет», - тут же оговорился известный политолог.
Переговорные процессы идут и на правом фланге. Председатель комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике Андрей Исаев признал, что отсутствие сильной правой партии – это проблема «Единой России», которой в итоге и приходится реализовывать либеральную программу. «Мы хотим быть партией политического центра, а отсутствие правых загоняет нас в правый угол в силу того, что мы вынуждены проводить рыночные реформы», - сокрушался Исаев, отвечая на вопрос «Ставропольской правды».
При этом главной проблемой самих правых он считает бешеную конъюнктурность. «Они очень хотят понравиться избирателю, ради чего делают все, что угодно. Например, в одном из регионов СПС украсило свою предвыборную кампанию плакатами «Долой результаты грабительской приватизации!», - иронично заметил Исаев.
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский главной проблемой называет отсутствие лидера. Поэтому он считает вполне реальным проект создания совершенно новой правой партии. На вопрос «СП», можно ли во главе такой новой силы представить Владимира Путина, Исаев кивнул: «Мне гораздо логичней, - сказал он, - представить Путина лидером правой партии, чем лидером «левой ноги». На мой взгляд, Путину блестяще удавалось убеждать страну, привыкшую к левой риторике, в необходимости либеральных преобразований».
Что вообще будет после 2008 года? По словам Павловского, в России появится президент нового типа, который будет уже не творцом политической системы, а ее обслуживающим институтом.
Президент, которому надо будет выстраивать систему договоренностей с правительством, парламентом, общественными силами. Сам же Путин, по мнению его пиарщика, освободит место у руля страны, чтобы стать независимым политиком. Возможно, даже лидером гражданского общества. Вот так.