Фашизм - удел неполноценных духовно
- Владыка, как вы оцениваете недавнее заявление Папы Римского против ислама и последующую за ним волну негодования в мусульман-ском мире? Аналитики уже заговорили о новом витке столкновения цивилизаций… - Не хочу оправдывать Папу Римского, но Патриарх Алексий Второй никогда бы не сделал такого заявления... Это сигнал мировому сообществу и западным демократиям о том, что не может быть однополярного мира, что всегда надо уважительно относиться к людям иной веры, культуры. И иная модель не может быть моделью, которая принесла бы мир и спокойствие.
Я всегда очень жестко говорю, что мы не имеем права ставить черту равенства между словами «мусульманин» и «террорист». Я знаю очень много мусульман, которые живут по законам своей веры, - это тоже путь миротворчества. У меня, например, намечены постоянные встречи и с обычной мусульманской молодежью, и с университетской, которая, к сожалению, нередко во-влекается в конфликтные ситуации. Думаю, что нам пора переходить от бесед в узком кругу специалистов – с той и другой стороны – к общению с народом, нам пора открыть наши квартиры друг другу и ближе познавать культуру, веру, традиции, язык друг друга.
- Сегодня слово «чеченец» зачастую ассоциируется с бандитизмом и терроризмом. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы восстановить доброе имя чеченского народа? - Замечу сразу, что нет плохой нации, а есть плохие люди. Но, к великому сожалению, то, что произошло, то произошло. Лидер террористов Басаев сразу объявил, что Беслан - это их злодеяние, и это мощная акция против всего чеченского народа. Думаю, что чеченскому народу надо объединиться и все-таки встать на мирные рельсы. Я бываю в Чечне и не боюсь ехать туда, потому что знаю, что там проживает очень много порядочных людей. Я хочу, чтобы русскому жилось уютно в Грозном или Шелковской, везде в нашем большом российском доме должна быть общая позиция - взаимоуважение.
- Русские девушки выходят замуж за мусульман - вы благословляете такие браки? Каково ваше отношение к межконфессиональным семьям? - Брак – вопрос сугубо интимный, и если брак по любви, то я никогда не могу сказать ей «не выходи». Но всегда буду говорить «сразу же договорись с будущим мужем, что он не будет тебя принуждать оставить свою веру». Когда я жил на Ближнем Востоке, видел много таких браков, но нередко бывают и проблемы. Ведь, выходя замуж за человека иной веры, иной традиции, не всегда девушка может интегрироваться в семью, общество, поэтому это решение должно быть всегда строго взвешено.
- Как вы оцениваете вероятность повторения событий Кондопоги в других регионах страны, в том числе на Ставрополье? - В жизни все возможно, но такое нежелательно. Не хотел бы я видеть того, что было в Кондопоге, не хотел бы, чтобы подобное было примером для Ставрополья. Я верю в разум ставропольцев, а властям надо твердо работать и применять закон.
- Сегодня практически в каждом российском городе можно увидеть свастику, а там, где есть свастика, есть профашисты. Осуждающих слов звучит много, а какие конкретные меры предпринимают, в частности, церковь, Общественная палата против распространения фашистской идеологии? - Мы – страна, которая в величайшей степени пострадала от фашизма. В России нет фашизма, а есть лишь духовно неполноценные люди. Русская православная церковь воспитывает своих верующих во взаимном уважении, у нее нет института правоохранительного характера. Общественная палата уже высказала свои рекомендации по закону, заключающиеся в более строгом отношении к экстремизму. Здесь есть некоторая опасность: действующего законодательства достаточно, чтобы расставить акценты, но звучат предложения «давайте введем особое положение». Этого делать нельзя, нужна разъяснительная работа, что во многом избавит наше общество от таких уродливых явлений.