00:00, 16 сентября 2006 года

Поделиться радостью

Cвятой был прав, разве мы не знаем о существовании «внутреннего голоса», довериться которому бывает страшно, он ведь подсказывает по правде. Однако представьте себе потомственного ставропольчанина, закончившего политехнический институт, работавшего когда-то на заводе «Сигнал», а в «новое время» - инженером-конструктором в концерне «Энергомера». Хорошая зарплата, перспективная работа... И вдруг именно этот человек все оставляет и в одночасье превращается в скромного учителя музыки с еще более скромной оплатой, традиционной для системы дополнительного детского образования. Речь идет об Андрее Василенко (на снимке). В сорок лет он действительно поступил так, как того хотел его «внутренний человек». Сменил не работу даже, не профессию, а... судьбу. А теперь вообразите, что именно ваши дети приходят в красивый старинный особняк на улице Ленина и попадают к учителю игры на гитаре с удивительно светлым лицом и внимательными глазами. Позже он так и скажет: «Это не работа, а счастье, и я в нем нахожусь». Для родителей Центр дополнительного образования Ленинского района, как и другие такие же учреждения, где их дети бесплатно и на профессиональном уровне могут заниматься своими увлечениями, - настоящие заповедные острова.

Так Андрей Василенко попал в коллектив единомышленников. Ведь для него смена профессии не понижение, а повышение статуса. В то время как он метался между карьерой и своим призванием, директор Центра Элла Бондарева искала не вообще учителя музыки, а настоящую одаренную личность. И они встретились.

И все-таки Андрей Юрьевич не советует другим делать такие резкие повороты, это, говорит он, очень серьезный шаг. Да и не знал отец двоих детей, что работа с детьми на две ставки так энергозатратна. Идеальное объяснение своего поступка он нашел в стихотворении Пастернака. «Жизни ль мне хотелось слаще? Нет, нисколько. Я хотел только вырваться из чащи полуснов и полудел...». И еще, конечно, сыграли семейные гены. Его прабабушка, бабушка и дедушка, родители, двоюродные братья, дяди и племянница - потомственные педагоги! Настал и его черед.

Андрей Василенко великолепно исполняет классику, пишет музыку, своих ребят обучает по собственной программе, в том числе и компьютерной, в которой главное - дать начальное базовое образование, познакомить с классической гитарой. «Но если честно, - говорит он, - все время чего-то не хватает. Нотного материала, который мы пишем сами, аранжировок, да и вообще начинали с того, что было всего две гитары, теперь их - 14». Четвертый год обучения, а именно столько работает в Центре Андрей Василенко, - это переход к живой импровизации, которую так любят дети, они же участники ансамбля «Акцент». А одна из его недавних учениц Юля Савельева поступила в СГПИ на музыкальное отделение. Тоже мечтает стать учителем музыки. «Знаете ли, - вместо комментария сказал он, - в нашей стране с ее бедственной демографией счет идет на каждого ребенка. Мне хочется, чтобы, придя к нам, ребята почувствовали: жизнь не так уж и плоха, более того, она прекрасна!»

Но вообще Андрей Юрьевич не говорит много слов, ибо как никто знает силу, заключенную в музыке: «Дети играют, испытывают радость, которой им так хочется поделиться. Они еще не понимают, что ищут идеал и красоту. Не могут, может быть, осознать смысл бетховенской мысли о том, что «музыка - единственный нематериальный путь в высший мир знаний», но важно, чтобы в них поселилось это предощущение. Культура, преображение человека - все начинается со строительства внутренней жизни. С тайны...».

И все-таки, не удивительно ли, что самому учителю музыки понадобилось столько лет, чтобы найти самого себя. Был ведь в его жизни эпизод, когда после окончания института его призвали в армию, а там, будто специально, уже поджидали три таких же призывника с консерваторским образованием. Было это в Ростове, и они вместе играли в полковом ансамбле. А позже один из этих музыкантов, молодой преподаватель Ростовской консерватории, говорил ему: «Приезжай к нам, возьмем без экзаменов». Не поехал, какое-то чувство подсказало: «Надо еще себя понять, испытать надо». А окончательный импульс сообщили ставропольские друзья-барды: Гуленко, Спицкий, Митрофаненко, Попов, Марина Раскладкина, которая теперь в Москве... Что-то они в нем «передвинули», что-то нематериальное сообщили. А может быть, Андрею Василенко, как и его ученикам, захотелось, наконец, поделиться с городом и миром радостью...