В зоне надежд
Глава администрации Апанасенковского муниципального района Александр Косолапов, встречая у себя участников совещания, пошутил: «Оказывается, чтобы пошел дождь, нужно было пригласить министра сельского хозяйства». Удивился такой погоде и министр Валерий Кулинцев: осадки обходили стороной эту территорию сто дней. За подобные капризы первая природно-климатическая зона и зовется зоной рискованного земледелия. Из шести миллионов тонн ставропольского зерна ровно миллион получен хозяйствами первой зоны. Конечно, на здешних так называемых каштановых почвах собрать такой урожай было бы невозможно без научного подхода к работе. Замминистра сельского хозяйства СК Александр Яловой привел множество примеров. Каждый хозяйственник волен выбрать пшеничку по душе, ведь в крае ее высевается более 80 сортов. Правда, далеко не все они подходят для зоны рискованных «надежд» - тут подключаются опыт и интуиция.
В том же Апанасенковском районе урожайность в среднем составила 30,1 ц/га, а в сельхозпред-приятии «Айгурский» - чуть ли не в полтора раза выше. Руководитель уборочно-транспортного комплекса Василий Денисенко (на снимке) откровенно счастлив: по 43 ц/га в районе еще никто не получал. Говорит, что «Батько» его выручил – это сорт пшеницы такой. Да и «Виктория» хороша, и «Украинка одесская» тоже. С ними в рекордсмены и вышел.
Кроме грамотного подбора сортов, хлеборобская наука включает в себя еще множество секретов: это и сроки сева, и запасы влаги в почве, и борьба с болезнями да вредителями. Эх, были бы у селян деньги, сколько возможностей можно было бы использовать для повышения урожайности, улучшения качества зерна! Ученые рекомендуют вносить на каждый гектар 50 кг минеральной подкормки – а из присутствующих на совещании только Туркменский район мог похвастаться относительной близостью к этой цифре – около 18 кг. Хотя вот парадокс-то: на приобретение удобрений, по словам министра В. Кулинцева, выделяются 50-процентные государственные субсидии. Но даже и без них крестьянин все равно не в убытке: земля щедро платит за заботу. Прибавка в 20% – это как минимум заслуга удобрений. У колхозников не хватает денег нынче на многое. В этой ситуации совершенно непростительна практика выжигания стерни. Сколько в ней подкормки для поля – и агрономы, и трактористы знают. И тем не менее каждое лето горят поля, а вместе с ними и лесополосы, и естественные пастбища. Министр пригрозил: поджигатели пусть не мечтают о субсидиях на удобрения.
Говорилось на совещании и о пастбищах. Скот держим, а земля на износ работает – круглый год по степи коровы да овцы пасутся. Далеко не полностью используются возможности производства кормов. Незаслуженно забыта такая замечательная культура, как тритикале. Есть сорта, которые не боятся и 20-градусных морозов, да и к болезням устойчивы, а пищевая ценность ее вообще выше всяких похвал.
- Мы давно поняли, что нужно выращивать малозатратные культуры, - продолжает тему председатель СПК «Путь Ленина» Туркменского района Леонид Геращенко, - на корм используем эспарцет, донник, а кукуруза – действительно дорогое удовольствие. Но еще большее разорение - это мощный аппарат контролирующих и надзорных органов – их десятки, и они приезжают к нам за штрафами, а вовсе не для того, чтобы помочь деревне выжить.
Много проблем и у фермеров. О них рассказал Ислям Абдурашитов из Туркменского района. Казалось бы, дождались помощи, национальный проект позволяет взять кредит на развитие хозяйства. Но попробуй сделать это, если нет так называемой кредитной истории, а банк запрашивает такое залоговое имущество, которое фермеру и не снилось! Но, как верно заметил в конце совещания В. Кулинцев, очень важно не увязнуть в бюрократических препонах и все равно упорно идти к цели, получить от государства то, что оно обещало крестьянам. Иначе реализация национального проекта может оказаться под угрозой.