00:00, 1 сентября 2006 года

Розы для русской синьоры

Cтавропольская пианистка Наталья Пушканцер вернулась с Международного конкурса исполнителей в Италии с главным призом. Победив, она еще сумела стать любимицей всех остальных конкурсантов… Не говоря уже о темпераментных неаполитанцах, жителях окрестных кварталов, приходивших под окна репетиционного зала со своими стульями послушать чудесную игру русской синьоры: принесенными ими розами она ежедневно украшала зал, где проходили конкурсные выступления. А маэстро Акилле Джордано, директор Музыкальной академии «Поларис» еще до начала творческого состязания – по одним лишь записям на дисках - признал в ней мастера высокого класса и пригласил к участию в следующем конкурсе.

* * *

Большая часть ее жизни прошла в классах детской музыкальной школы: в Ставрополе Наталью Пушканцер много лет знали как прекрасного педагога, подготовившего не одно поколение юных талантов. Человек, всей душой преданный музыке, она и педагогике отдавала всю себя. И только где-то в самых потаенных уголках этой души жила мечта когда-нибудь самой выйти на сцену в роли исполнителя, почувствовать собственную власть над притихшим залом. И как только появилась малейшая к тому возможность, она решилась на кардинальный поворот в судьбе.

Конечно, это было ой как непросто: взять и в зрелом возрасте, вполне состоявшимся человеком вступить на шаткие мостки, ведущие… куда? Оказалось – к успеху. Но тогда, четыре года назад, она еще этого не знала. Друзья и знакомые откровенно удивлялись – зачем? Лишь самые близкие поняли.

- Мне пришлось уйти из 2-й музыкальной школы Ставрополя, где проработала 21 год, - рассказывает Наталья Викторовна. Сегодня она говорит об этом спокойно, а тогда: - Тяжело это пережили и я сама, и, думаю, весь мой класс тоже. Ученики меня любили, да и дети интересные были. Конечно, жаль расставаться с тем, в чем чувствуешь себя профессионалом. Без ложной скромности скажу, что я хороший учитель…

Опытный музыкант, она хорошо понимала: чтобы быть настоящим концертным исполнителем, нужно бросить любую другую работу. Нужно ежедневно проводить «нормальные восемь рабочих часов» за роялем. Иначе просто не будет должного результата. Вскоре Наталью Пушканцер приняли в муниципальный камерный оркестр «Кантабиле», в составе которого она отработала два концертных сезона. Здесь ее услышала только что приехавшая в Ставрополь солистка краевой филармонии Ирина Белая, предложившая поработать вместе. Пожалуй, этот сезон стал для обеих самым удачным: практически сразу (всего-то после четырехмесячного сотрудничества) они стали лауреатами второй премии на Всероссийском конкурсе во Владимире. Где, между прочим, не-официально все поздравляли ставропольчанок с победой. (На любом творческом конкурсе, хоть международном, хоть российском, увы, есть своя негласная политика, диктуемая, как правило, каким-то известным музыкантом, чьи ученики и получают главные премии.) С первого выступления и конкурсанты, и члены жюри выделили именно их… Так было и на Международном конкурсе в Таллине. К сожалению, сейчас их сотрудничество с Ириной Белой ограничивается участием в литературно-музыкальных спектаклях краевого академического театра, подготовленных к юбилеям поэтов С. Есенина и Н. Рубцова. С нескрываемым разочарованием Наталья Пушканцер говорит о… непонимании со стороны руководства филармонии, давшего понять, что дальнейшее сотрудничество вокалистки со «свободной» пианисткой нежелательно. Согласитесь, выглядит все это странно на фоне одержанных дуэтом Белой – Пушканцер серьезных творческих побед.

Впрочем, ступив на стезю исполнительства, она не собиралась сдаваться. Продолжала много заниматься с инструментом и думала о будущем.

- Сейчас я свободный художник. В прямом и переносном смысле меня кормит муж, давая возможность заниматься любимым делом, освобождает даже от бытовых проблем. Низкий поклон ему! Олег ищет для меня ноты, дает важные советы, помогает делать записи, да и информацию в Интернете о конкурсе в Италии тоже он нашел. И моя победа там – наполовину его.

Конкурс проходил в городе Салерно, недалеко от Неаполя. Красивейшие места, курортная зона, но Наталье, как вы понимаете, любоваться красотами было некогда. Хоть и поехала за неделю раньше, чтобы адаптироваться к климату, позаниматься на инструменте. Общение в каждом новом зале с незнакомым инструментом – особая часть творческого существования пианиста. Ведь у него нет возможности возить за собой рояль, как скрипач - скрипку. Поэтому первые мысли всегда: на чем придется играть, какой там инструмент, какие звуки он позволит извлекать… Но у Акилле Джордано, известного, востребованного в мире пианиста, вряд ли мог оказаться плохой рояль… Играть на таком было удовольствием. Впрочем, нашей землячке довелось даже там применить свой богатый педагогический опыт. Встретив одного из самых юных участников конкурса Мариуса Дениса из Румынии, не удержалась от желания помочь явно одаренному мальчику, приехавшему в чужую страну хоть и с родителями, но без своего преподавателя. Они быстро подружились. Кстати, Мариус в своей возрастной группе (12 лет) занял первое место. Сейчас они общаются по Интернету, Наталья уже получила приглашение погостить в Румынии…

Общение на международном конкурсе таково, что друзьями становятся независимо от возраста, - рассказывает Н. Пушканцер. - Если ты видишь, что этот музыкант играет «на твоей волне», что ему дорого в музыке то же, что и тебе, сразу открываются друг другу сердца. Точно так же мы подружились с председателем жюри, известным аргентинским пианистом Йозе Ангел Лоперэ, и с моими главными соперниками, учениками Германской Высшей школы музыки очень известного немецкого профессора русским Алексеем Лебедевым и корейцем Сванг Сунгхуном. После того как они услышали мою игру, оба стали моими рыцарями! Хотя и тот, и другой моложе моего сына! Они покупали мне пиццу, занимали для меня места в зале, узнавали время для репетиций, словом, всячески заботились.

В программе конкурса обязательной частью было исполнение музыки Моцарта. За отведенные 40 минут Наталья Пушканцер сыграла три сонаты. Успех - полный и безусловный. А когда подошла очередь произвольной программы, она, признается, переживала, как международное жюри отзовется на представленную ею русскую музыку, хоть и достаточно известную. Но европейцы показали себя не только знатоками произведений русских композиторов, им вообще наша музыка очень близка. Председатель жюри сказал, что из всех, кого он слышал, Наталья Пушканцер владеет самым зрелым музыкальным исполнением, удачно сочетающим техническую сторону игры и музыкальность. Как правило, исполнители «грешат» креном в ту или другую сторону. Например, участник из Японии – несомненный высококлассный технарь, но… Говорят, среди музыкантов популярен анекдот: чем японский пианист отличается от швейной машинки? – тем, что он играет быстрее, но швейная машинка – музыкальнее!

- Виртуоз предполагает музыкально выразительное исполнение, а не просто техническое решение задачи, - размышляет Наталья. - Что такое музыка? Это мысль композитора, положенная на сочетание звуков. Исполнитель должен собственные эмоциональные переживания, вызванные произведением, передать в зал, «заразить» ими публику…

Что касается публики, с нею в традиционно музыкальной Италии проблем нет. Жители этой солнечной страны и сами словно излучают тепло, очень дружелюбны, всегда готовы помочь… Как убедилась на своем опыте Н. Пушканцер, «они остались такими, какими их снял Феллини». Трепетно берегут свою историю и культуру. В крошечном старинном городке близ Салерно, с населением всего около 500 человек, каждый считает долгом делать все для сохранения уникальных архитектурных памятников IХ - Х веков. Хороший пример для подражания?

Но вот конкурс, волнения, аплодисменты позади. Новые друзья Натальи разъехались буквально по всему свету. А что дальше? Хочется надеяться, говорит пианистка, что дальше должна быть какая-то интересная жизнь. В декабре в Москве намечена ее встреча с Йозе Ангел Лоперэ: он приедет в Россию выступать и проводить мастер-классы, и тогда они обсудят программу сольного концерта Натальи Пушканцер на международном фестивале в городе Маратея в июле 2007 года. Особый интерес у Н. Пушканцер вызвало приглашение к участию в таком оригинальном творческом состязании, как курс-конкурс «Пианист-солист с оркестром»: возможность показать себя в со-творчестве с большим музыкальным коллективом. И хотя у нее подобного опыта маловато, но еще студенткой Новосибирской консерватории выступать в таком качестве доводилось. А самый первый опыт, вспоминает Наталья, был в… третьем классе в Москве, когда она выиграла конкурс среди школьников столицы на право играть концерт Гайдна со студенческим оркестром консерватории. Вот, оказывается, какие глубокие корни имеет ее «привычка побеждать»!

- Участие в любом конкурсе – это школа, это творческий рост, - говорит Н. Пушканцер. – Помню до сих пор, как профессор консерватории Елена Романовна Близнюк мне завещала: продолжай учиться всю жизнь! И у всех, даже у своих студентов. И старайся так работать со своими учениками, чтобы они потом могли сказать, что им посчастливилось у тебя учиться… Надеюсь, что мои ученики так и скажут.

Возвращение в Ставрополь стало словно «приземлением» с небес на землю: международное признание, представьте себе, далеко не гарантирует творческому человеку такое же признание на родине. Вместе с Натальей мы дружно удивляемся: отчего у нас так происходит? Ведь если музыкант востребован, его нужно использовать в первую очередь. В Салерно конкурсанты никак не могли понять, почему Наталья приехала на свои деньги. У всех остальных были спонсоры: во всем мире считается престижным выступать в роли спонсора, а многие города вообще гордятся тем, что именно их представляет тот или иной музыкант. Да, Наталье повезло с понимающим ее мужем. А если нет мужа или состоятельных родителей, что делать одаренному человеку?

- Должна когда-то и в нашей культуре произойти смена приоритетов, - убеждена Наталья. – Помните известное: талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами. Когда мы включаем телевизор, мы в этом убеждаемся! Сплошь безголосые певцы, неумелые музыканты, и в лучшем случае просто приходишь в недоумение – как они туда попали? Для них находятся деньги…. А ведь речь не только о конкурсах. Очень сложно сегодня учить ребенка в музыкальной школе, когда на всю школу нет ни одного качественного инструмента! Когда же будет понимание, что без культуры наше общество ничто?…

В ближайших планах Натальи Пушканцер – постараться выйти и к отечественной публике. Быть может, это получится в сотрудничестве с государственной филармонией на Кавминводах. Ну а нам, жителям краевого центра, впору – подобно неаполитанцам – приходить со своими стульями под окна дома, где живет пианистка, чтобы услышать прекрасные звуки ее рояля.