00:00, 2 августа 2006 года

Бизнес должен быть социально ответственным

Тем временем пресс-служба изловчается в вариантах подачи образа своего босса в разных СМИ как человека большой души, денно и нощно пекущегося о народных проблемах.

«Что это?» - каждый раз спрашиваю я себя. Одолжение или подачка с барского плеча? И какое отношение это действо имеет к благотворительности, в чем пытался убедить телезрителя голос за кадром?

Вот если бы сей деятель вынул из собственного кармана хотя бы тысячерублевую купюру и передал ее директору на покупку нескольких кофточек или рубашек его воспитанникам – я бы, возможно, согласился, что он – благотворитель. Ибо в отличие от спонсора, финансирующего, в том числе и для саморекламы, какое-либо конкретное мероприятие, деятельность коллективов или отдельных лиц, благотворитель (филантроп) – помощник и покровитель неимущих, нуждающихся и социально незащищенных людей.

Концепция социальной ответственности бизнеса, озвученная в одном из посланий президента России Владимира Путина к Федеральному Собранию, предполагает не только добросовестность современных бизнесменов в уплате налогов в бюджеты разных уровней, но и прямое финансирование значимых социальных проектов. Соответственно возрастут бюджетные возможности для продуманного и последовательного решения социальных вопросов. Органы же государственной власти и местного самоуправления обязаны видеть болевые точки своих территорий, создавать условия для развития предпринимательства, способствовать лучшей наполняемости своих бюджетов и на этой основе решать первостепенные социальные проблемы.

Согласен, реализация известного федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» идет сложно. Передача муниципалитетам тех или иных государственных полномочий не всегда сопровождается выделением финансов для их реализации. Над этим мы в краевой Думе работаем, инициируем перед федеральным центром внесение соответствующих поправок к закону.

Но давайте посмотрим правде в глаза: денег в казне всегда бывает недостаточно. Поэтому и вынуждены ходить руководители муниципалитетов и бюджетных организаций с просьбами к предпринимателям. Понимаю их озабоченность, стараюсь всегда идти навстречу, если... эти просьбы обоснованны.

Предприятие «МиГ», которое я возглавляю, предпочитает участвовать в решении проблем, имеющих прежде всего общественное значение. В частности, мы помогли в благоустройстве станиц Бекешевской, Ессентукской и Суворовской, в содружестве с другими предпринимателями к юбилею Победы возвели скромный монумент не вернувшимся с фронтов жителям поселка Санамер, уже десять лет помогаем возводить церковь Успения Божией Матери, работаем по многим другим объектам.

При этом мне претят просьбы о выделении денег «на проведение мероприятия». С досадой наблюдаю никчемные фейерверки, разбросанные шоколадные конфеты и откупоренные бутылки с шампанским. Лучше бы за эти средства хотя бы гравием отсыпали дороги в нескольких непролазных переулках или на сотню метров удлинили подводящий водопровод в одном из населенных пунктов. Поэтому мне импонирует опыт работы некоторых муниципальных образований Карачаево-Черкесии, где созданы советы предпринимателей, которые в соответствии с перспективными планами работы определяют очередность и масштабность благотворительной помощи. Не глава муниципалитета, а совет определяет ее адресность. Думается, что на Ставрополье этот опыт должен стать востребованным.

Вот только один пример. На празднование юбилея Победы мы перечислили столько, сколько просили. Но на что израсходованы средства, нам никогда не узнать (а это должно быть правилом). Гораздо большее удовлетворение мне принесла конкретная акция, осуществленная нами в те дни. Мы выяснили, что в Предгорном районе проживает более десяти человек, которые стали инвалидами первой группы еще на фронте. Эта категория ветеранов никогда не ходила на торжественные митинги, не участвовала в «Огоньках» - они лежачие. И забытые. К празднику они ежегодно получали от власти лишь открытки. Надо было видеть глаза этих людей, когда к ним в дома и квартиры пришли наши представители с цветами, телевизорами в подарок, с приветственными адресами.

Потребность в спонсорской деятельности и благотворительности предприятий и частных лиц не исчезнет ни завтра, ни послезавтра. А потому к ним необходимо относиться как к одной из существенных составляющих социального развития. Даже в развитых странах Запада не удается решать все социальные проблемы исключительно за счет бюджета. На спонсора и благотворителя там смотрят другими глазами – государство и общество видят в них не конкурентов в борьбе за голоса избирателей на выборах, а постоянных и надежных партнеров. Соответственно создают и условия для стимулирования их деятельности. Нужны они будут и Ставрополью, и нашей стране в целом.

В этой связи хотелось бы высказать пожелание в адрес средств массовой информации: не следует подавать благотворительность и спонсорскую деятельность современных ставропольских предпринимателей упрощенно, как раздачу пряников от толстосума, который с жиру бесится. Ведь мы отдаем часть прибыли, заработанной коллективом. Надо вникать в побудительные мотивы этих благородных поступков. А еще я не могу согласиться с позицией профсоюзов, отказывающих в помощи остронуждающимся, или со стандартным ответом муниципальных чиновников: «В принятом годовом бюджете на это средств не предусмотрено». А в плане какого предприятия или бизнесмена есть строка «Оказание помощи гражданину N в восстановлении уничтоженного пожаром (или наводнением) дома»? Такое ЧП никто не планирует.

В этой связи многое могут и должны сделать правительство Ставропольского края, да и наш бюджетный комитет. Вот два примера.

В рядовой семье жителей Предгорного района сложилась критическая ситуация: мальчику требуется сложнейшая операция. В России ее не делают. Медицинская же помощь за рубежом возможна, но требуется серьезная сумма денег, которых в этой семье не было и никогда не будет. Родители пришли ко мне. Профинансировать операцию наше предприятие тоже не в состоянии. Но и отвернуться от людей я не могу. Обратился к нескольким десяткам предпринимателей региона с просьбой помочь. Однако пока откликнулись единицы.

Второй пример. Притчей во языцех в станице Ессентукской стала дорога на кладбище – там были такие колдобины, что гроб с покойником еле-еле доставляли до места. Нужно принимать меры, причем в летний период. МУП ЖКХ Предгорного района, на балансе которого значится объект, выделило на ремонт дороги... 15 тысяч рублей! Что было делать? За счет нашего предприятия завезли более 300 КамАЗов гравия, но для основательного ремонта дороги этого мало. Переговорил с предпринимателями райцентра. Обещали подключиться, однако денег пока никто не дал. И я понимаю коллег. Они никак не заинтересованы в финансировании работ.

Значит, мы – правительство и краевая Дума - не создали условий, стимулирующих спонсоров. Да, мы приняли соответствующий краевой закон о поддержке благотворительной деятельности. Но от него мало проку, поскольку мы не имели права выйти за рамки федерального закона и наделить соответствующими налоговыми льготами тех, кто жертвует на общественно полезные дела. Полагаю, что нам, законодателям, надо продумать поправки к федеральному закону и войти в нижнюю палату российского парламента с соответствующими предложениями.

Пишу эти строки не для отчета. Благотворительность – не подачка и не одолжение, а состояние души всякого порядочного человека. И не только обеспеченного. Убежден, что главное - не в размере выделенной суммы. Не случайно в церквах на Руси издавна существует правило: имя любого, внесшего хоть миллион, хоть один рубль, фиксируется в соответствующей книге.

Я уже несколько лет подряд прошу (не для себя) соответствующих краевых министров подумать о мерах морального стимулирования спонсорской и благотворительной деятельности. Ведь доброе слово и … бизнесмену приятно. Вначале от предложений уклонялись под предлогом, что трудно собрать данные. Минувшей зимой, правда, молвили, что уже занимаются этим вопросом.

Но и очередная зима не за горами.

Михаил Афанасов