00:00, 7 июля 2006 года

Фунтик и Гера в... православной парадигме

Подобное лечится подобным

С Петром Николаевичем пару лет назад я познакомилась случайно. Пришла навестить одну пожилую женщину, а там - родственник ее мужа. Разговорились. На коленях гостя спал черно-белый котенок, толстый и пушистый, с рыжей звездочкой на груди. Оказывается, этому котенку по имени Ешка, предстояло совершить особую миссию по спасению души мальчика Геры, внука Петра Николаевича. Собственно, история вот какая. Гера, или Георгий, единственный сын его дочери, рос капризным, непредсказуемым ребенком. Родители безмерно баловали его, и потому к девяти годам мальчик стал плохо учиться, швырять в потолок вещи, компьютер поломал. Его матери посоветовали обратиться к хорошему частному психотерапевту, разумеется, дорогому. Стали Геру водить на сеансы, и вначале он и в самом деле присмирел, а потом случилась безобразная история, после которой все стало возвращаться. Гера подрался с соседским котом, тихим, ласковым и даже смиренным. Вероятно, защищаясь от своего мучителя, кот страшно изодрал руки Геры до самых локтей. Пришлось даже на несколько дней поместить его в больницу. Узнав от Петра Николаевича об этих событиях, врач сказал ему, что их ребенок не умеет заботиться о тех, кто слабее его. «А поскольку вы Геру любите больше, чем он вас, он и вас считает слабаками. Такой способ самоутверждения - опасный симптом». Эту скверную установку, объяснил врач, следует сломать и создать новую, как он выразился, - «в православной парадигме».

Слова врача буквально заворожили Петра Николаевича, который чаще всего и водил внука к психотерапевту. Ему очень понравилось слово «парадигма», но он никогда не произносил его сам; значение будто ускользало от него. Придя домой, он первым делом достал с полки словарь иностранных слов. «Парадигма», - прочитал он, - греческое слово, означающее пример и образец. Петр Николаевич задумался. Он вспомнил случай, которому сам был свидетелем. Однажды маленький, лет шести-семи, Гера вдруг притащил прямо в их блистающую чистотой квартиру какого-то котенка, грязного, облезшего, полуживого. Лицо у Герки излучало такое счастье, что все оторопели. «Мама, - кричал он, - смотри, какого я котенка нашел! Какой он хороший, смотри, мама!». Но мать заметалась по комнате в поисках подходящей тряпицы. Не найдя ничего другого, она схватила свой фартук, вырвала котенка из рук Геры и выскочила из комнаты, захлопнув на замок дверь. Гера бросился на кровать, зарылся лицом в подушку и зарыдал... Кстати, этот эпизод тоже был известен врачу: Петр Николаевич, отвечая на его вопросы, рассказывал о нем еще на втором сеансе. «Что ж, прекрасно, - сказал тогда врач. - Запомните, подобное лечится подобным». Особого значения этим словам психотерапевта Петр Николаевич не придал...

Попадет ли кошка в рай?

Видите, как в жизни бывает: в деле воспитания детей ничего случайного нет. Никто заранее не знает, где поскользнется, а где спасется. Но если посмотреть на космическую, историческую, даже религиозную (!) связь животных и людей, можно увидеть с каких-то новых позиций роль и место братьев наших меньших. На Руси испокон веков царило бережное отношение к животному миру, и Домострой, определявший все стороны жизни, учил заботиться о помощниках человека в его домашних трудах. В то же время его автор священник Сильвестр предостерегал от превращения животных в игрушку и забаву. Если оглянуться в еще более глубокую даль времен, мы узнаем, что примерно восемь тысяч лет назад на Среднем Востоке, в Междуречье, началась знаковая смена образа жизни человечества: с охотничьего и кочевого на земледельческий и оседлый. Вот тогда и появились домашние животные, прежде всего кошки и собаки - верные друзья человека.

В библейской Книге Бытия рассказывается о пище, которую Творец завещал животным и людям. Разделения на зверей хищных и нехищных тогда еще не было. И появляется оно лишь с грехопадением человека, которое печальным эхом прокатилось по всему тварному миру. В пророчестве Исайи о грядущем Божьем Царстве это разделение снимается вновь: «...волк будет жить вместе с ягненком, барс лежать с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и дитя малое будет водить их. И корова будет пастись с медведицей, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому...» Красивое пророчество, ничего не скажешь, и условием ему должна быть чистота человека. Известно ведь, что животные приходили к святым, ибо, по словам одного из Отцов Церкви, отшельника и подвижника Исаака Сирина, «животные обоняли запах рая». Медведи посещали преподобного Серафима Саровского. К пустыннику Сергию Радонежскому медведь ходил целый год, и тот делился с ним последним куском хлеба или отдавал весь, оставаясь голодным.

Однажды английскому писателю и философу К. Льюису студенты задали каверзный вопрос: может ли животное, кошка, собака или любое другое, попасть в рай? Или высшее милосердие распространяется лишь на человека? Льюис ответил: «Само по себе не может. Но вместе с хозяином - безусловно». Остается задуматься, каким в этом случае должен быть сам хозяин.

Ешке нужен братик!

Тем временем котенок Ешка, который, по замыслу, должен был сделать Геру спокойнее и добрее, повел себя странно. Он словно бы раскусил Геру и на всякий случай его боялся, а больше всех полюбил дедушку, спал с ним и целый день висел на его груди. «Такая маленькая хитрая штучка», - смущенно шептал Гера и, похоже, что-то замышлял. Его приходящий разведенный папа сказал как-то: «Надо кота сменить», но Гера посмотрел на него страшными глазами, и отец умолк. Петр Николаевич позвонил психологу. Тот утешил: «Неудача, - говорит, - часто оборачивается к пользе. Пусть события развиваются по правде, каждый получит свое».

И события действительно стали стремительно развиваться. Как-то через пару недель Гера, которого все заждались из школы, вдруг возбужденный ввалился в коридор и сразу же стал вытаскивать из рюкзака жалобно мяукающего котенка. «Это Фунтик», - сказал он и потащил его знакомиться с Ешкой. У мамы растерянно вытянулось лицо. «Как ты не понимаешь, - бросил на ходу Гера, - Ешке обязательно нужен братик, а то вырастет избалованный и злой...»

Очень быстро все в доме переменилось. Гера сам искупал грязного тощего Фунтика, который к тому же сильно хромал. Сам носил его к ветеринару. А когда Фунтик поправился и ожил, началась веселая жизнь. Столько смеха и радости, шума и беготни в их доме никогда не было. Гера воображал себя тигром и ползал с котятами, устраивая засаду на радостного дедушку. Мать Геры тоже перестала обращать внимание на свои воздушные занавески, когда Фунтик раскачивался на них. Гера стал счастливым и заботливым - ай да психолог! Кстати, он вскоре объявил, что их сын в его сеансах больше не нуждается: «Парень ведь даже меня переиграл, введя в эту историю Фунтика!».

Можно бы поставить точку, упомянув лишь о том, что подробности этой истории я узнала от самого Петра Николаевича. Котята же, конечно, выросли. Георгий мечтает поступать в Суворовское училище. А Петр Николаевич все думает о православной парадигме. «Сколько людей мается на свете: не умеют полюбить даже котенка. И вот получается, - размышляет он, - на одной чаше весов - хлопоты, кормить надо, лечить, руки мыть, а на другой... Если кого любишь, о ком заботишься, то себя самого и спасаешь...»