00:00, 21 июня 2006 года

Почувствуем разницу

Журналистов больше всего интересовало то, что «ближе к телу»: пригородные перевозки на кисловодской ветке. Но оказалось, что здесь вопросов больше, чем ответов...

Самая больная тема – тарифы. По данным С. Числова, «цена» социальной нагрузки на ОАО «РЖД» - то есть всевозможных льгот на провоз пассажиров и некоторых видов грузов – составляет около 600 миллиардов рублей в год. Причем львиную долю убытков приносят именно пригородные перевозки. Решать проблему рентабельности компании предлагается просто - за счет пассажиров, т.е. повысив тарифы и отменив льготы. Или же разницу должны полностью компенсировать железной дороге из бюджета региона.

Эти выкладки стали прелюдией к главному тезису – о необходимости повысить тарифы на пригородные перевозки в Ставропольском крае. Сейчас за проезд одной зоны, то есть, грубо говоря, за каждые 10 километров пути, пассажир платит 5, 5 рубля. По расчетам же специалистов отделения, фактическая стоимость проезда составляет 11-12 рублей. Впрочем, с возражениями журналистов, что далеко не все расходы компании на организацию пригородных перевозок оправданы, Сергей Числов согласился: эти цифры не окончательные. Сейчас себестоимость проезда в электричках изучают специалисты правительства края. Но даже если она составит не 12, а 9 рублей, разницу необходимо погасить из бюджета региона. А, как известно, кошелек у края весьма тощий, вряд ли ему по силам такая нагрузка. Так что, судя по всему, раскошелиться придется и нам, пассажирам.

Впрочем, вопрос о том, насколько рационально расходуются средства, остается. Как сообщали «Ставропольская правда» и другие СМИ, в прошлом году правительство края выделило 15 миллионов рублей на оснащение вокзалов и электропоездов на кисловодской ветке камерами видеонаблюдения. Это должно было повысить безопасность пассажиров, облегчить работу милиции. Оборудовали. А через полгода, когда ветку перевели на переменный ток, эти электрички перегнали на Кубань. И теперь надо либо каким-то образом получить компенсацию от правительства Краснодарского края, либо демонтировать в тех поездах системы видеонаблюдения. В любом случае это влетит Ставрополью, то есть нам с вами, в копеечку. А главное, неизвестно, как долго пассажиры новых электропоездов будут оставаться без видеозащиты.

Реформа железнодорожного транспорта предполагает создание самостоятельных компаний по видам деятельности и массовую приватизацию всего и вся. И это уже рождает множество слухов. В частности, жители Кавминвод «точно знают», что кисловодскую ветку скоро приватизируют. Сергей Числов ответил, что он такой информацией не располагает. Но признал: если железная дорога в курортном регионе перейдет в частные руки, то тарифы на проезд взлетят очень быстро.

Впрочем, были и приятные известия. Так, начальник отделения согласился, что Ессентуки задыхаются с одним железнодорожным переездом в центре города, и пообещал в течение месяца решить вопрос о восстановлении старого переезда в районе ресторана «Олимп». Рассказал Сергей Числов и о том, сколько усилий за месяц своей работы он приложил, чтобы совместно с местными властями ликвидировать стихийные свалки вдоль железнодорожного полотна.

Действительно, стало значительно чище, но... Когда я на электричке возвращался с пресс-конференции, не доезжая платформы Минутка, увидел в окно, как две женщины деловито вытряхивали мусор из полиэтиленовых пакетов едва ли не на рельсы.