Асфальт. Местами и немного
Много лет назад в Будапеште наблюдал такую картину: широченный центральный проспект венгерской столицы (чтобы представить себе его размеры, нужно к проспекту Кулакова добавить ещё один такой же). Движение очень и очень плотное. Здесь и трамвайные пути, и троллейбусные линии, и автобусные маршруты, и грузовых автомобилей предостаточно, а уж о легковых и говорить не приходится. На переходе появился человек с большим рюкзаком за плечами, точно так же, как и остальные пешеходы, аккуратно дошёл до середины проспекта и по разделительной линии двинулся к какой-то цели. Потом остановился, раскинул вокруг себя такой раздвижной заборчик, сел на раскладной табурет, разжёг примус (!), поставил на него котелок, растопил в нём, видимо, некие ингредиенты для асфальта, насыпал в дорожную выбоину щебень и песок, залил варевом, посидел с полчасика и, аккуратно собрав принадлежности, ушёл. Не знаю, сколько продержалась та латочка, может быть, и недолго, однако ничто не угрожало проносящимся по проспекту автомобилям. Ведь никто не будет оспаривать тот факт, что некачественные дороги в первую очередь угрожают жизни и здоровью всем участникам дорожного движения. Во вторую – служат важнейшим фактором износа узлов автомобиля. Значит, автовладелец, законопослушно оплативший все налоги, включая и дорожный, оказывается обманутым. Продукт-то, за который из кармана выложены свои кровные, оказывается некачественным.
Безусловно, чиновники могут возразить, мол, с этих налогов в городскую (районную, поселковую) казну не идёт ни копейки, всё уходит туда, многозначительно ткнут в потолок. Куда туда? И почему туда, а не сюда? Эти вопросы мало вдохновляют человека, оплатившего проезд по дороге.
К 9 мая в Ставрополе традиционно ремонтируют дороги. Качественно или «как всегда», покажет время. Однако вот что вызывает удивление. Ну почему нужно делать, пусть даже «латочный», ремонт в дневное время? Почему сотни автомобилей в двадцатых числах апреля на и без того загруженном перекрёстке пр. К. Маркса - ул. Голенева оказались, в прямом смысле слова, заложниками ремонтной ситуации? В час пик прямо посередине перекрёстка был огорожен участок дороги, на проспекте стоял асфальтоукладчик, бесконечно подъезжали грузовики с горячим асфальтом. Сколько уж небольших аварий было, точно не скажу, был свидетелем только одного инцидента – «Волга» и малолитражный «Опель» «притёрлись» друг к другу в невообразимой толчее.
Неужели не существует никаких документов на государственном уровне, регламентирующих порядок проведения ремонта автодорог? Разве не нужно в таких случаях предусматривать запасные варианты проезда или заниматься ремонтом в ночное время или хотя бы когда час пик пройдёт? И опять тот же вопрос: ну почему человек, оплативший проезд, не может воспользоваться купленным продуктом?
Чтобы читатель не расценил эту статью как крик души отдельно взятого автомобилиста, мы обратились к старшему инспектору группы ДИ и ОД ОГИБДД Октябрьского района г. Ставрополя майору милиции Ивану Ескину с просьбой рассказать о дорожной ситуации в этом районе города.
- В Октябрьском районе общая протяжённость дорог составляет 160 км. Пропускная способность многих улиц практически себя исчерпала. Строительство и реконструкция дорожной сети не ведётся, несмотря на рост уровня автомобилизации и увеличение транспортных потоков. Всё это сказывается на росте ДТП и на тяжести их последствий. Только в текущем году в ДТП погибли два человека, ранены – 15. Одной из причин, способствующих ДТП, является уровень содержания улично-дорожной сети и средств регулирования движения. Особую озабоченность вызывает «ямочность» проезжей части, в особенности маршрутов, где осуществляется движение общественного транспорта.
Верно отмечено, что в связи с перепадами температуры в зимнее время дорожная сеть подверглась разрушению из-за ненадлежащего обеспечения водоотвода. По этой же причине на обочинах появляются места застоя воды, просадки и выбоины на дорожном покрытии, превышающие допустимые размеры, а также и другие недостатки, оказывающие негативное влияние на безопасность дорожного движения. Всё это указывает на нарушение требований ГОСТа Р-50597-93 г. «Автомобильные дороги и улицы», где прописаны требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условию обеспечения безопасности дорожного движения.
Есть и ещё один фактор, который отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения. В 2005 году в крае было совершено 895 ДТП из-за отсутствия или плохой различимости горизонтальной и вертикальной дорожной разметки. Удельный вес таких ДТП в прошлом году составил 29,63%.
В этой ситуации Октябрьский ОГИБДД бьёт тревогу по поводу нанесения разметки на пешеходных переходах, на искусственных неровностях «лежачих полицейских» вблизи школ и дошкольных учреждений, не говоря уже об улицах, по которым движется общественный транспорт. Одним словом, ни дорожными органами, ни местными администрациями на местах не выполняются требования ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196 от 15.10. 1995 года. В этом документе исчерпывающе сказано, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и что обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Вот и получается, что вроде бы есть хозяева у каждой дороги, есть нормативные акты, за-крепляющие обязанности поддержания автодорог в порядке. Есть всё, кроме…