Налоги пойдут на снижение
Сегодня роль этого закона в формировании налоговой политики за 2007-2009 годы комментирует наш земляк, председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, доктор экономических наук Юрий ВАСИЛЬЕВ.
- Юрий Викторович, сегодня, пожалуй, только ленивый не обсуждает проблемы администрирования налогов. Страсти вокруг этого законопроекта кипят нешуточные. Как обстоит дело реально, как работает над документом комитет?
- Комитет получил более 750 поправок, и сейчас идет интенсивная работа над ними. В конце апреля – начале мая мы на специальном заседании рассмотрим этот законопроект во втором чтении для дальнейшего его утверждения на пленарном заседании палаты. Хочу подчеркнуть, что проблемы, связанные с взаимоотношениями налогоплательщиков и налоговых органов, приобрели особую остроту в обществе. Но, несмотря на то, что споры вокруг этого документа продолжаются в различных инстанциях, уже можно говорить о том, что определенные контуры будущего закона определены довольно-таки точно. Несомненно, он будет иметь стратегическое значение для развития налоговой политики в ближайшие годы.
- То есть даст толчок развитию всей налоговой системы?
- Он поможет отрегулировать механизм сбора налогов. Разрешить затянувшийся конфликт между налоговиками и плательщиками, найти взвешенный баланс интересов, прав и обязанностей между двумя сторонами. А эти факторы играют немаловажную роль в успехе налоговой реформы.
- Судя по выступлению главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина на одном из заседаний вашего комитета, проблема цивилизованного сбора налога остается ахиллесовой пятой налоговой политики. С одной стороны, фискальные органы жалуются на недобор налоговых поступлений в госбюджет, а налогоплательщики сетуют на налоговый «террор» и неправомерные поборы сборщиков податей…
- В прошлом году налоговики собрали 5,7 триллиона рублей, что на 30 процентов больше, чем в 2004 году. Однако все больше жалоб раздается со стороны предпринимателей, что налоговый пресс душит производство. Это говорит о том, что, пока не будет найден консенсус между теми, кто платит и кто собирает, реформа будет пробуксовывать.
Налоговая система в России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по ее совершенствованию, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001-2005 годах. В частности, за эти годы приняты и вступили в действие 17 глав второй части Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов. Преобразование налоговой системы шло в тесной увязке с бюджетной реформой и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений. Но осталось слабое звено. Не завершена работа по совершенствованию налогового администрирования. Необходимо принимать меры на законодательном уровне, направленные, с одной стороны, на пресечение уклонения от налогообложения, и с другой, - на обеспечение законных прав налогоплательщиков, их защиты от неправомерных требований налоговых органов, и создание для них максимально комфортных условий.
Приведу лишь два примера. Во-первых, речь идет о более четкой регламентации камеральных проверок и ограничении права налоговых органов истребовать неограниченный перечень документов вне рамок выездной проверки. Если мы проанализируем перечень справок, которые налоговый орган вправе истребовать в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса у налогоплательщиков, заявивших право на вычет (возмещение), становится очевидным, что он не только не сократился, но и пополнился новыми. Мы полагаем необходимым серьезнейшим образом сократить объем таких справок и бумаг.
Второй пример связан с установлением «новой» обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган по местонахождению организации бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете», т. е. в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года. Таким образом, предлагается законодательно закрепить существующую в настоящее время, не оправданную, на наш взгляд, практику ежеквартально представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.
Тем более что никакой существенной значимости для целей налогообложения данная отчетность не имеет. В этой связи представляется, что законопроект, принятый в первом чтении, не решает поставленные президентом задачи по совершенствованию налогового администрирования и улучшению налогового климата в стране, а в ряде случаев – даже ухудшает положение налогоплательщиков. Более того, увеличение административного бремени на бизнес может стать причиной его ухода «в тень». Такие примеры, к сожалению, имеют место быть.
Полагаю, реформирование налоговой системы должно сопровождаться качественным улучшением контрольных функций специализированных органов.
- То есть вы оптимистично смотрите на решение извечного конфликта на Руси между теми, кто платит и кто собирает налоги?
- Члены нашего комитета уверены, что реальное, а не декларативное решение проблемы оптимизации налогового администрирования и улучшения налогового климата в стране может быть обеспечено только при условии принятия ко второму чтению ряда конструктивных поправок. Например, регламентирующих четкое определение статуса налоговых проверок и уточнение процедуры их проведения, включая установление жестких максимальных сроков их проведения. Необходимо добиться повышения эффективности досудебного урегулирования налоговых споров, а также ограничений количества проверок налогоплательщика. Далее четко определить перечень лиц, у которых может быть запрошена информация и характер запрашиваемой информации.
Целесообразно законодательно закрепить проведение повторных налоговых проверок как меры, направленной на выявление нарушения законодательства о налогах и сборах органами налогового контроля. При всем этом должны строго соблюдаться существующие базовые принципы законодательства о налогах, в том числе принцип «презумпции невиновности» налогоплательщика.
- Но вернемся к модернизации налоговой системы. Говорят, что на заседании правительства вы выступили с инициативой об изменении механизма сбора налогов на доходы физических лиц?
- Да. Я предложил перечислять этот налог в пределах России в бюджеты населенных пунктов, где проживают работники, а не в бюджеты городов, где они работают. То есть распределять налог по месту жительства, а не работы. К примеру, миллионы людей, проживающих в городах Московской области, трудятся в Москве. Соответственно подоходный налог, начисляемый с их места работы, уходит в казну Москвы. В то же время в городах Подмосковья хронически не хватает бюджетных денег на обеспечение социальных потребностей местного населения. Примерно так же обстоит дело и в других областных центрах страны.
Во всем же остальном этот вид налога себя оправдал. В частности, удачной оказалась инициатива, которая была использована в начале налоговой реформы, о введении пониженной плоской ставки в размере 13 процентов. Кстати, в России подоходный налог – один из самых низких в мире. Во Франции он составляет 58 процентов, в Швеции - 55, в Китае – 45, в США – 47 процентов… Поступления от него из года в год стабильно растут, а доля его в совокупном объеме налоговых платежей постоянно повышается.
- Какие новые меры по совершенствованию налоговой реформы ожидаются в 2007-2009 годах?
- Прежде всего налоги будут иметь общую тенденцию к снижению. Можно говорить о переходе от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС экспортерам, уплаченного ими по материальным ресурсам. Уместно сказать и об уменьшении в полном размере налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предыдущем году. Видимо, большую роль будет играть проводимая государством амортизационная политика в качестве инструмента стимулирования роста объемов производства и инвестиций в приоритетных отраслях экономики. Будут введены нулевые налоговые ставки по налогу на добычу полезных ископаемых для новых нефтяных месторождений на срок до 10 лет с момента государственной регистрации лицензии до достижения определенного объема добычи нефти. Уточнения внесены в главы кодекса, регулирующие уплату налога на имущество организаций и земельного налога. Намечен и ряд других конструктивных мер.